Троечники против отличников:

матч века
Про подростков

Одиннадцать лет повторяю эту мантру: «Учись, сынок, это для твоей же пользы, от твоих нынешних усилий зависит твоё будущее!». Сынок вяло отбрехивается, но иногда встает в позу и требует внятных и логичных объяснений, а не просто грубого насилия над личностью.

А еще подруга поделилась своими наблюдениями: из выпускного класса наибольшего, внятного и значительного успеха в жизни добились как раз те, кто учился кое-как, с тройки на двойку переваливался, а все отличники-медалисты не то, что не у дел, не особо хвастаться нечем. Ни тебе фотографий в «Одноклассниках» «Я и мой замок на Лазурном берегу», ни мужа-олигарха, хотя бы и light.

О социальных лифтах

Еще два поколения назад образование было самым надежным и доступным социальным лифтом: мальчик из деревни, приложив достаточно усилий, мог поступить в столичный или областной вуз, получить «чистую» специальность и даже научную степень. Это открывало дверь в большой мир, позволяло получить дополнительные метры в квартире, солидную прибавку к зарплате, даже поездки заграницу. Малообразованные родители просто стояли над душой «учись, балбес, человеком станешь!», и были правы: это только маленьким детям кажется, что физический труд романтичен и увлекателен, реальные шпалоукладчики готовы были отказывать себе во всем, лишь бы ребенок стал инженером или врачом.

Все изменилось 20 лет назад. Перестройка изменила весь социальный уклад нашей страны, все привычные схемы были сломаны, ориентиры потеряны. На гребне волны оказались те, кто мог быстро перекрутиться, подсуетиться, кого не стесняли моральные нормы. Образование стало обузой. Инженеры пошли в «челноки», переводчицы встали за лотки на рынке, выпускницы МГИМО шили шторы и хозяйственные сумки. Ценность образования упала практически до нуля.

Спустя 10 лет наш корабль снова сменил курс. Конкурс на юридические и финансовые специальности взлетел до небес, на инженерно-технические стремился к единице: принес документы – считай, зачислен. Внезапно родители осознали, что без «корочки» о высшем образовании устроиться в приличное место практически невозможно. Причем речь шла именно о «корочке», все отлично понимали, что никаких настоящих знаний расплодившиеся «университеты» и «академии» не дают. Именно тогда каждый заборостроительный техникум открыл у себя факультет психологии. Просто на улицу нельзя было выйти, чтобы не напороться на свежеиспеченного психолога. Без практики в больницах, без прохождения личной терапии, выучившие три теста и одну методику, эти, с позволения сказать, специалисты пришли в детские сады, школы и консультации. Полная дискредитация профессии. Но это я так, о наболевшем.

Так вот, сейчас в нашем обществе нет ВООБЩЕ никаких социальных лифтов. Если ты не принадлежишь к определенной стае, нет связей типа «племянник/одноклассник/зять», шансов сделать внушительную карьеру практически нет. И это очень печально.

Что мы будем считать «жизненным успехом»

Еще каких-то сто лет назад критерии успеха были внятными и понятными для любого человека: смог выжить, оставить потомство, худо-бедно обеспечил крышу над головой и кусок хлеба, хоть бы и без масла – молодец, герой, можешь с чистой совестью помирать, свой долг перед человечеством выполнил. Ну и о душе надо было позаботиться, чтобы в ад не попасть.

Две мировые войны и несколько гражданских пошатнули устои. Оставил потомство – а его все вырубили. Обеспечил крышу над головой – а её сожгли. Про душу и вспоминать нечего, Бога отменили, ад устроили прямо на земле. Человечество столкнулось с экзистенциальным кризисом, впало в депрессию: зачем жить, если все равно все умрем.

Пятьдесят лет без войн слегка подлечили истрепанные нервы людей, и у следующих поколений снова стали появляться какие-никакие устремления вперед и вверх. Начали появляться долгосрочные перспективы, планы. Особенно это было заметно в Америке и старой Европе: гуманистические ценности, ответственность за свою жизнь и судьбу планеты. Наши соотечественники потянулись на Запад, казалось, что именно там находится «конец радуги», место, где сбываются мечты. В это время (90е годы) достаточно было показать ребенку рекламный проспект любого иностранного университета, чтобы дитятко начинало рыть носом землю и сидеть над уроками до полуночи. Еще бы! Диплом американского университета открывал просто неохватные горизонты, трудоустройство в любой компании, зарплата сразу умножалась на три.

И тут грянул кризис. (Можно, я не буду подробно про кризис? Вы сами все знаете, это было совсем недавно).

Так вот, отличники снова оказались не у дел. Академические знания не помогают платить ипотеку, а некоторая негибкость и упертость, присущая всем золотым медалистам, делает невозможной быструю переоценку и перегруппировку сил. Гранты давно закончились, за научные открытия никто не собирается платить – а человек все сидит и сидит в своей лаборатории и пишет никому не нужный научный трактат. Изучает сравнительную анатомию какого-нибудь динозавра, что, безусловно, очень важно для понимания путей развития цивилизации, но совершенно неприменимо для зарабатывания денег.

Вот мы и подошли к ключевому вопросу эпохи: являются ли деньги мерилом успеха?

И почему (условные) троечники почти всегда на коне, а (условные) отличники ютятся в родительских однушках-хрущевках и донашивают костюмчики образца «выпускной вечер 1990 г»?

Давайте посмотрим, чем отличается один вид учеников от другого?

Отличники

Наша школа так устроена, что для того, чтобы получать пятерки нужно соблюдать несколько простых условий.

Выполнять домашние задания. То есть, по заданному шаблону АККУРАТНО переписывать тексты, решать примеры, задачи и упражнения. Ключевое слово «шаблон». Самостоятельная проектная деятельность существует у нас только на бумаге, поскольку учителя в массе своей совершенно не представляют, что это за зверь такой – «проект» - и как его готовить. В началке все проекты делаются руками родителей, потому что «это же все пойдет на округ!» и трогательные поделки из пластилина (самостоятельная работа ребенка) не катят, нужна пафосная презентация, роскошный макет, внушительное видео. Ясно, что ребенок принимает в этом участие только как подсобный рабочий. «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги».

Тихо сидеть на уроке. Для многих детей это просто невозможное условие. Они НЕ МОГУТ сидеть вообще, а тихо – только если им рот заклеят. Но, вместо того, чтобы организовать пространство, разбить класс на небольшие группки, в которых можно шушукаться, дифференцировать задания по уровню сложности, чтобы каждый мог найти себе по силам, - учителя наказывают, выгоняют из класса, вызывают родителей и требуют, чтобы те заставили ребенка сидеть тихо. До сих пор у нас ставят оценки за «оформление», а не за суть, за понимание явления, за удачно найденное решение.

Вы сильно удивитесь, если я скажу, что вот эти два условия – сидеть тихо и аккуратно переписывать из учебника – и есть главные для становления круглого отличника? Скорее всего, нет.

Что еще хорошо умеет отличник? Налаживать и поддерживать хорошие отношения с учителями. То есть, с вышестоящими инстанциями, с начальством. Вообще, стандартный отличник – это единственный или старший ребенок в семье, предпочитает сидеть и слушать взрослые разговоры, друзей у него мало или нет совсем. Немного аутичный (погружен в себя, отстранен), слегка ригидный (то есть, негибкий), в работе и в жизни ценит предсказуемость, рамки, правила. Такой человек будет хорошо себя чувствовать в крупной компании, с четким режимом, дресс-кодом, иерархией.

Если в компании ценится исполнительность и лояльность, он будет успешен, но выше уровня «начальник отдела» вряд ли поднимется, потому что не любит рисковать и брать на себя ответственность за других людей. И еще ему сложно поддерживать неформальное общение, он плохо ловит невербальные сигналы и действует «в лоб», по писаным правилам, а не по «понятиям».

Важное дополнение.

Если ваше чадо учится на одни пятерки, при этом живое, быстрое, подвижное, у него куча друзей, масса интересов, информацию он схватывает из воздуха, одновременно занимается рисованием, музыкой и хип-хопом, а в свободное время пишет роман – значит

он учится в слишком слабой (для него) школе!

Переведите его в сильную гимназию, с какой-нибудь авторской программой, чтобы были походы и театральный кружок, он сразу «скатится на тройки», то есть, перестанет быть круглым отличником, но будет гораздо более счастлив и доволен жизнью.

Несколько лет назад я поддалась своей слабости (болела сильно) и не настояла, чтобы сын напрягся и поступил в 9 класс очень сильной профильной школы. Сейчас он в 11 классе, свою школу люто ненавидит, все кругом «идиоты», ему откровенно скучно и тоскливо. Моя вина, каюсь.

Троечники

Сразу оговорюсь, что троечников бывает два вида: не хочет и не может.

«Не может» в данном контексте означает сниженный интеллект, иногда органическое поражение мозга или центральной нервной системы, иногда это последствия неблагоприятной семейной обстановки: вся творческая энергия ребенка уходит на борьбу со страхом, тревогой. Насилие в семье, недостаточное питание, тяжелая болезнь самого ученика или кого-то из родителей – все вместе это отнимает силы, которые должны были бы пойти на учебу и развитие. Этим детям нужна квалифицированная помощь, забота и поддержка. Возможно, их всеми правдами и неправдами запихнули в профильную гимназию (ситуация обратная моей, описанной выше), или отдали в школу раньше, чем их мозг созрел. В любом случае, мы видим, что ребенок явно старается, но у него не выходит. При изменении ситуации может измениться и успеваемость.

Яркий, заядлый, буйный троечник не такой. Обычно это мальчишка, сильный, крепкий, энергичный. Кажется, что жизненные силы переполняют его, поэтому сидеть на месте он не может. Чаще всего это гиперактивность, и в начальной школе она сильно мешает получать хорошие оценки. Но интеллект у него в норме или выше нормы, просто ему СКУЧНО.

Скука. Вот основная причина неуспеваемости таких детей. Им невыносимо скучно писать палочки, решать столбики примеров, раскрашивать контурные карты. Их душа требует приключений, свершений, открытий. Том Сойер – вот абсолютный типаж счастливого троечника.

Почему они становятся успешными во взрослой жизни? Во многом благодаря своим социальным навыкам. Они легко вступают в контакт с незнакомцами (иногда попадают в беду, но встряхиваются и идут дальше), все время генерят новые идеи, ловят за хвост удачу. Да, временами они сидят без копейки, бизнес заложен, и вся семья месяц ест одни макароны. Все равно, стоило рискнуть, говорят они.

Мне кажется, для нашей страны троечники – просто основа генофонда. Да, у них бывают проблемы с законом, но «победителей не судят». Да, в личном общении иногда чувствуешь, что тебя переехало катком (потому что границ они не чуют), но только они способны подписаться на какую-нибудь заведомо безнадежную авантюру, из которой потом вырастет что-нибудь типа сети железных дорог.

Научные данные

Как вы догадываетесь, не я первая озаботилась изучением этого вопроса. И прежде чем садиться писать эту статью, я собрала некоторые научные данные.

Что получается?

Оптимальный вариант – это хорошисты. Они более спокойные, у них высокая познавательная мотивация, при этому вопрос престижа не очень актуален («мне не обязательно быть лучше всех»), более адекватная самооценка. Еще симпатичные ребята – отличники, которые учатся «из интереса», потому что нравится предмет. У настоящих «крутых» отличников мы наблюдаем дисбаланс по шкале «реальная самооценка – уровень притязаний», то есть им важно быть первыми ради самого первенства, а не ради дела.

Успешны в бизнесе или троечники-«нехочухи», «Томы Сойеры», или отличники с высоким интересом к жизни. Ну и хорошисты, им комфортно везде. Хорошисты легко идут на фри-ланс, поскольку могут себя организовать и не нуждаются во внешней рамке/палке-погонялке.

Я проводила небольшое исследование среди учеников 7 класса, и оно выявило удивительную вещь: подростки не представляют, как МУЖЧИНА может совмещать карьеру и личную жизнь, в то время как женщинам, по мнению семиклассников, это вполне по силам.

Резюме

  • Не стоит гнаться за оценками ради оценок. Если ваш ребенок отказывается учиться, ходит в школу без удовольствия, отлынивает – озаботьтесь хорошей диагностикой, сходите к психологу.
  • Отличников надо отрывать от книг и выводить на свежий воздух, организовывать им игры со сверстниками.
  • И самое главное. Мир непредсказуем, мы не знаем, кто и что будет востребовано через 10 лет. Поэтому старайтесь, чтобы ваш ребенок был просто здоров, просто весел, просто дружелюбен. Это пригодится ему в любом месте вселенной.
Автор благодарит к.пс.н. Светлану Гани за помощь в научном подходе к проблеме.
9 декабря, 2012
Демина Катерина Александровна
психолог-консультант, специалист по детской психологии, работаю со взрослыми и детьми
Образование

Московский Государственный Педагогический Институт им. Ленина, факультет русского языка и литературы.

Институт Практической Психологии и Психоанализа (ИППиП),

Базовая специализация: «психолог-консультант». Дипломная работа: «Особенности адаптации приемных детей в мультикультурных семьях».

Мастерская Ирины Млодик.

Специализация: «Детская психотерапия».

Мастерские и курсы по детской и экзистенциальной терапии.

Курс "Терапия пограничного расстройства личности, сфокусированная на переносе",

Отто Кернберг-Фрэнк Йоманс, 2017-2018г.

Консультации

Очные консультации

Кабинет психолога в Митино

Приемные дни – вторник, четверг, воскресенье (по специальной договоренности)

Психологический центр Sunrise

приемные дни: понедельник

5000 рублей за 50 минут.

Дистанционные консультации по Skype

Для того, чтобы получить консультацию, необходимо связаться со мной по электронной почте. Способ оплаты обсуждается (банковский перевод, ЯндексДеньги, Paypal.

Запись на прием

Так как мое расписание очень плотное, я предлагаю вам следующий алгоритм:

  • вы пишете мне письмо, в котором излагаете суть проблемы и ваш запрос (что вы хотите получить в качестве результата нашей с вами работы);
  • я нахожу для вас время для первой встречи, мы его согласовываем;
  • вы оплачиваете первый прием (переводом на карту или как-то еще, обсуждаемо), после чего мы встречаемся.
Контакты
Subscribe to Сбор новостей