Возраст любви. Продолжение

младшие школьники и подростки
Про подростков

Началка. Близнецовые отношения

.

Вот наши дети идут в школу. Первое сентября, все нарядные, незнакомые (или почти незнакомые, может, встречались во дворе, в садик вместе ходили). Но все равно – новые, чужие люди. С кем-то тебя ставят рядом на линейке, с другим оказываешься за одной партой, переглядываешься через ряд. Ты кто? Как тебя зовут? Ты будешь моим другом или врагом?

У семилеток обычно уже ярко выражены гендерные различия и предпочтения: девочки дружат с девочками, мальчики – с мальчиками. «Я с мальчиком не сяду!». А с девчонками учительница не дает сидеть, говорит, болтают. Приходится мириться с инопланетянином рядом с собой.

В этом возрасте разница в развитии просто бросается в глаза: девочки гораздо более взрослые, собранные, сознательные. Мальчишки, за редким исключением, охламоны и разгильдяи. Речь идет не об интеллекте или учебных навыках, а о самоконтроле и том, что в детской психологии называется «преобладание учебной мотивации над игровой». Вот этой учебной мотивации мальчикам пока не подвезли. По-хорошему, девочек надо отдавать в школу в 7 лет, а мальчиков – ближе к 9 годам, когда они наиграются в машинки и перестанут чувствовать себя героями мультика.

Это чистая физиология, к воспитанию не имеет никакого отношения.

Так вот, в начальной школе любови, как правило, гомосексуальные. Не надо пугаться, речь же не идет о сексе, я говорю о чистейших и невиннейших ОТНОШЕНИЯХ. Самым главным, важным и дорогим человеком становится ПОДРУГА для девочки и ДРУГ для мальчика. Подругами любуются, стараются одеваться одинаково, все вместе, делимся мельчайшими и интимнейшими переживаниями. Друг – третье мое плечо, он и мыслится как «такой же, как я». Обмениваются самым драгоценным: нарядами и машинками. Иногда просят родителей покупать вещи сразу в двух экземплярах, «мне и Насте» одинаковые туфли.

(А КАКОЕ было счастье, когда обнаружилось, что в соседнем подъезде живет девочка с тем же именем и фамилией!!)

Близнецовые отношения. Полное слияние, когда ценится именно сходство, обретение целостности в паре. То, что потом разовьется в романтическую любовь.

Дети, у которых нет такой пары, могут страдать, иногда довольно сильно, до субдепрессивного состояния. Если ребенок не умеет выстраивать отношения в паре, он может попасть в зависимость от более сильного и подавляющего партнера, который использует его, но не любит. Все эти таскания денежек, чтобы купить подарок другому, ожидания звонка, потеря себя ради дружбы…Один мой знакомый мальчик перестал ходить в кружок рисования, где делал значительные успехи, потому что друг не мог себе этот кружок позволить.

Родители, держите ухо востро, не отпускайте эту ситуацию на самотек. Ваш ребенок еще слишком мал, чтобы осознать, что его используют, им манипулируют. Он не умеет отстаивать свои интересы, этому надо учить. Так же и противная сторона, «манипулятор», скорее всего, совершенно не осознает, что происходит, он действует в рамках привычной семейной модели.

Моя младшая, Лизка, познакомилась с Ариной на школьном дворе. Оказалось, что и живем в одном подъезде. Арина старше на год, и гораздо, гораздо более взрослая (на первый взгляд). По крайней мере, она знает цену вещам и деньгам. И еще она «простая». Та простота, которая хуже воровства.

Поначалу я радовалась и поддерживала эту дружбу: девчонки ходят вместе в школу-из школы, играют на продленке, гуляют во дворе. Потом пришел ноябрь и как-то плавно все игры переместились в наш дом. «К Арине нельзя, - объяснила мне дочь. – У нее папа строгий, не пускает».

Напряглась я, когда они сломали мой новый зонтик. Ну, играли дети, что ж поделать. Потом был прожжен плед. Потом я заметила, что уходя от нас, Арина норовит как-то быстро и бочком проскользнуть мимо меня в дверь, а Лизка почему-то печальна.

Оказалось, что каждый раз перед уходом, Арина выпрашивает какую-то Лизкину вещь: «У тебя есть, а меня нет, отдай мне, а то я больше не приду к тебе». И ребенок мой совершенно не знает, как с этим быть, никогда не сталкивалась ни с насилием, ни с манипуляциями.

А почему сразу мне не сказала? А потому что Арина – подруга, а с друзьями надо делиться.

А ведь как славно все начиналось…

При хорошем стечении обстоятельств, когда дети примерно из одной среды, равные по силе и имеют общие интересы, эта любовь-дружба может продолжаться всю дальнейшую жизнь.

Редко, но бывают такие отношения и между мальчиком и девочкой, только не приписывайте им никакого романтического содержания, это духовная связь, основанная на общих взглядах и увлечениях.

Тем не менее, я хорошо помню свой почти эротический восторг, с которым я рассматривала руку моей подруги и соседки по парте: такая кругленькая, смуглая, с ямочками у основания пальцев. Не то, что моя худая куриная лапа с косточками. Завидовала страшно. Как потом выяснилось, Светка с той же силой завидовала моему росту и длинным волосам. Так смешно сейчас.

Средняя школа. Сигналы иных цивилизаций

.

Переход в среднюю школу означает еще и переход на новый уровень взаимоотношений. В девочках просыпаются девушки, а мальчишки все еще гоняют в футбол. Если в первом классе дети примерно одной комплекции, то к седьмому классу девочки уже отчетливо выше, крупнее, оформленнее мальчиков. И у них появляются эротические фантазии.

Самый банальный сюжет для Ералаша: 12летняя девочка, в завивке, с макияжем, модно и взросло одетая – и рядом её одноклассник, ниже на полголовы, битком набит спортивными или научными интересами, идут рядом, но явно не вместе. Разные планеты, разные цивилизации.

Если в этом возрасте на подростка сваливается любовь, то, скорее всего, это будет тайная и безнадежная страсть. Пожирать взглядом – но издалека. Посылать записки, но так, чтобы никто и ни за что не догадался, от кого. Плестись следом от школы до дома, прячась за машинами и отпрыгивая в сторону, если вдруг предмет обожания повернется. Масса фантазий и проекций, самоуничижение, «кто он/а, и кто я», все очень смутно и опасно.

При этом и у мальчиков, и у девочек, могут параллельно быть совершенно ненапряжные и дружеские отношения со всеми остальными представителями противоположного пола. То есть, ко всем мальчикам в классе я отношусь ровно-дружелюбно, с некоторыми даже катаюсь на роликах и играю в мяч, а вот этот, ОДИН, единственный, заставляет меня забывать обо всем и находиться в состоянии, близком к обмороку.

Так как будущую профессию (учительница) я выбрала года в четыре, мне всегда давали «подшефных»: отстающих, слабых учеников, чтобы я делала с ними уроки. И они приходили ко мне домой, мы часа по три что-то там худо-бедно изображали, не испытывая ни малейшего стеснения по этому поводу.

Но вот Вадик Белопольский…Ах! Брюнет с синими глазами. Я просто переставала дышать, когда его видела. И когда он должен был мне позвонить, чтобы узнать уроки, я ПЕРЕОДЕВАЛАСЬ (!!) в другое, «нарядное» платье, хотя время было древнее, до-скайповое, увидеть меня он никак не мог. Длилось это помешательство ровно до лета, пока я не услышала, как Вадик матерится.

На мой взгляд, единственная опасность этого возраста может заключаться в коллизии «девочка-подросток – более взрослый юноша», например, старшеклассник. Хорошо, если 16-17 летний молодой человек обладает здравым смыслом и из хорошей семьи. Со временем милая детская привязанность может вырасти в настоящую любовь, семью и супружество. А если нет? Мозгов у 13летней девицы точно не хватит, чтобы вовремя остановиться. Так что, дорогие мамы и папы, старайтесь не порвать очень хрупкую и болезненно-тонкую нить доверия между вами и ребенком в этом возрасте, больше слушайте и меньше морализируйте. Чтобы не пропустить и выловить в потоке бессвязных горячих речей сообщение о том, что «Миша пригласил меня на дачу, мы поедем вдвоем». В этом возрасте пора аккуратно вводить первые сведения о взаимоотношении полов и безопасном сексе. Именно сейчас, пока ребенок еще не ушел в гормональный срыв, пока он еще слышит вас, пока эта тема не стала «темой номер один» и вы не выпали из списка достоверных источников информации.

О чем нужно сообщать

Первое, самое главное, о чем все время забывают: твое тело принадлежит только тебе.

Да, мы уже говорили об этом в детском саду, но сейчас стоит напомнить азбуку. Потому что раньше мы оберегали деточку от странных дядей за оградой садика, а теперь есть вполне близко знакомые школьники и приятели. В Америке и Европе в школах проводят специальные тренинги «Как сказать НЕТ наркотикам» и по тому же принципу «Как отказать парню, сохранив при этом отношения». У нас взрослые-то тетеньки не умеют грамотно себя отстоять, что уж говорить о девочке, которую уговаривает возлюбленный. Никто не должен тебя трогать, если ты этого не хочешь.

Второе, прямо вытекающее из первого: даже если ты хочешь этих отношений, ты должен/должна понимать, что у секса есть последствия. В виде незапланированных детей и очень тяжелых болезней, включая СПИД.

В 11-14 лет вы, уважаемые родители, вполне можете придерживаться медицинско-информационного стиля беседы. Только анатомия и гигиена, ну, чуть-чуть этики и психологии семейной жизни. Не можете сами выговаривать слово «контрацепция» - поставьте фильм производства ВВС «Мужчина и женщина» для средней школы (он выложен в интернете). Но вы ОБЯЗАНЫ поставить вашего ребенка в известность до того, как это сделает врач в женской консультации.

Обсуждаю на родительском форуме проблему полового воспитания подростков. К моему немалому изумлению находится довольно большая выборка мам, которые просто криком кричат «Не допущу развращения моего ребенка!!». Начинаю спрашивать, а откуда они сами черпали познания об отношениях взрослых людей. В пионерском лагере девчонки рассказали, было очень противно. Мальчишки за сараем обсуждали, было мерзко. Мама в 11 лет рассказала об абортах, потом в 13 о венерических заболеваниях, и когда я выходила замуж – о половом акте. Было очень страшно и отвратительно.

Понимаете? СНАЧАЛА об абортах, а потом о половом акте. О любви вообще ни слова. Немудрено, что теперь эти женщины не хотят, просто не могут разговаривать со своими детьми о сексе. Их-то как раз и развращали и травмировали.

Мне думается, что если ребенок в 5 лет узнает из хорошей детской книжки, откуда берутся дети, в 11 прослушает или посмотрит научную лекцию о взаимоотношениях полов, в 13 пройдет тренинг «как убедить партнера предохраняться», у него а) не будет безумных фантазий и страхов и б) он сможет вступить в интимные отношения, когда будет к ним готов. Не из любопытства. Не от того, что его заставили

. На самом деле, тема просвещения наших детей необъятна. Для будущей счастливой семейной жизни ребенок должен видеть разнообразные примеры, экспериментировать, быть осведомлен в очень разных областях. Уфф! Как все это сложно! Но нам придется с этим разбираться. Мы ведь родители.
21 января, 2013
Демина Катерина Александровна
психолог-консультант, специалист по детской психологии, работаю со взрослыми и детьми
Образование

Московский Государственный Педагогический Институт им. Ленина, факультет русского языка и литературы.

Институт Практической Психологии и Психоанализа (ИППиП),

Базовая специализация: «психолог-консультант». Дипломная работа: «Особенности адаптации приемных детей в мультикультурных семьях».

Мастерская Ирины Млодик.

Специализация: «Детская психотерапия».

Мастерские и курсы по детской и экзистенциальной терапии.

Курс "Терапия пограничного расстройства личности, сфокусированная на переносе",

Отто Кернберг-Фрэнк Йоманс, 2017-2018г.

Консультации

Очные консультации

Кабинет психолога в Митино

Приемные дни – вторник, четверг, воскресенье (по специальной договоренности)

Психологический центр Sunrise

приемные дни: понедельник

5000 рублей за 50 минут.

Дистанционные консультации по Skype

Для того, чтобы получить консультацию, необходимо связаться со мной по электронной почте. Способ оплаты обсуждается (банковский перевод, ЯндексДеньги, Paypal.

Запись на прием

Так как мое расписание очень плотное, я предлагаю вам следующий алгоритм:

  • вы пишете мне письмо, в котором излагаете суть проблемы и ваш запрос (что вы хотите получить в качестве результата нашей с вами работы);
  • я нахожу для вас время для первой встречи, мы его согласовываем;
  • вы оплачиваете первый прием (переводом на карту или как-то еще, обсуждаемо), после чего мы встречаемся.
Контакты
Subscribe to Сбор новостей