Синдром отличника

Про подростков

Конечно, все сильно встревожились после февральской стрельбы в школе. Естественно, главный вопрос, которым все теперь задаются: «Можно или нельзя было этот ужас предвидеть, заметить, как-то предотвратить?». Почему-то основным стрелочником назначили школьного психолога, хотя что она могла сделать, одна на 700 что ли человек.

Но какие-то общие моменты можно попытаться вычленить. Кто такой – неуравновешенный отличник? В какой момент его жизнь становится настолько невыносима, что единственным решением становится «прекратить эти мучения любым способом»?

Образование как цель и смысл жизни

Буквально в предыдущем поколении это было аксиомой. Если у тебя есть мозги, ты будешь хорошо учиться и поступишь в вуз, закончишь его и получишь хорошую, гарантированную, высокооплачиваемую работу. Мало того, кандидатская учёная степень давала право на дополнительную жилплощадь, дополнительную пенсию, дополнительный отпуск. То есть, никому даже объяснять не надо было, почему и зачем надо хорошо учиться, выгоды были настолько очевидны, что мало кого надо было заставлять.

А какие были альтернативы? В ПТУ, напильником махать? В армию, дачи генералам строить? У девочек была перспектива замужества хотя бы.

Так что старались все, кто мог. Кто не мог и трезво оценивал свои возможности, уходил после 8 класса в техникумы, получал рабочую специальность и старался быть счастлив в своей профессии.

Жили-были две девочки-закадычные подружки, не разлей вода, расставались только на ночь, везде и всюду вместе со второго класса. Одна была из профессорской семьи, не просто все с высшим образованием, а на самом деле – профессура МГУ в пятом поколении. Училась левой задней ногой на одни пятерки, не прилагая ни малейших усилий, позволяла себе и двойки за несделанное домашнее задание, потом исправляла с запасом… Вторая – из потомственных военных, многодетная семья, строгое воспитание, физические наказания за тройки, про двойки никто и не заикался. Ей учеба давалась трудом, трудом и еще раз трудом.

Но девочки дружили, им было абсолютно все равно, кто из какой семьи. Взрослым было заметно, насколько разнится их уровень, видно было, что одна – лидер и тащит за собой, а вторая все время «прицепчиком», но главное ведь результат? А в результате отличницами были обе, так что все были довольны. И так все было прекрасно до 8 класса (помните, раньше была средняя школа, до 8 класса, и старшая, 9-10, и можно было после 8 класса уходить).

Так вот, Лена, которой учеба давалась с трудом, категорически отказалась уходить после 8 класса в педучилище, хотя ей советовали все, кто мог, учителя, родители, друзья. Но она не мыслила себе жизни отдельно от подруги, девочки уже давным-давно договорились поступать на одну специальность и так и идти по жизни вместе.

(Ау, блюстители морали и нравственности, любители искать жареную гомо-тему везде и во всем, где вы? В наше время это называлось «дружба», и никому даже в голову не приходило видеть в таких отношениях что-то порочное.)

В старших классах стало очевидно, что Ленка программу еле тянет, особенно по точным предметам. Машка-то еле справлялась, но ей помогали отец и старшие братья-физики, а Лена стала засиживаться заполночь. К тому же, у веселой и слегка хулиганистой Маши появились ухажеры, она каждого знакомила с Леной, пыталась организовать квадрат «двое-надвое», но что-то буксовало.

Закончилось все сокрушительным провалом Лены на вступительных экзаменах. Обязательное для всех вузов сочинение Машка написала на 5/5, лихо, за час. Лена отсидела отведенные 6 часов и получила пару. Это было ударом неимоверной силы. Девочки настолько верили в свою мечту «учиться и работать вместе пока смерть не разлучит нас», что Плана Б просто не придумали. В последнюю секунду, с привлечением дедушки-генерала, Ленку за шкирку втащили в отходящий вагон педучилища. Но это был не её поезд. После первого курса она забрала документы и ушла в никуда. Спустя 25 лет о ней нет никакой информации, по слухам, работает то ли уборщицей, то ли сиделкой. Профессии никакой так и не получила.

К чему «сей фрак»? То есть, какое отношение имеет та давняя история к проблеме нынешних выгоревших дотла отличников, ушедших в депрессию медалистов, залегших на диван победителей Всероссийских Олимпиад?

Самое прямое.

Большая часть историй, с которыми я сталкиваюсь в своем кабинете (обычно, почему-то в апреле), выглядит так.

Завоевать мир

Родители, москвичи в первом поколении, что называется «понаехавшие» из провинции в столичные вузы. Они хорошо помнят, как упирались всеми конечностями, как пахали день и ночь, до того, что кровь носом шла. Они пережили уже несколько кризисов и дефолтов, вырвались наверх и продолжают впахивать что есть силы. Высшее образование – единственно доступный им социальный лифт, они self-made man/woman, за их спиной не было никаких влиятельных родственников. Свой бизнес они строили с нуля, буквально, с лотка в Лужниках, с одного ларька с сигаретами.

Дети для них – основная ценность, смысл и одновременно цель жизни, на них, как на последнего туза, поставлено все. «Мой ребенок будет жить как принц».

Поэтому – дизайнерски обставленная детская, элитные детские сады с носителями трех языков, самая крутая школа в городе, каникулы в Британии и Шотландии, развивающие занятия с года. Зачастую жена/мать оставляет работу и всю себя посвящает образованию детей. Я лично знаю мам, которые день-деньской развозят деточек по дополнительным занятиям: школа, музыка, теннис/карате/выездка, иностранный язык. «У нас в неделю восемь дополнительных занятий. ВОСЕМЬ!» - с непередаваемой гордостью в голосе.

(У моей младшей тоже восемь, только все это не выходя из школы. И когда она тут ветрянкой болела, я чуть не повесилась от этой атомной энергии в замкнутом объеме).

Особенно тяжко приходится тем детям, у которых обнаружили «способности». Их начинают рвать на части как учителя, так и родители. В период «гона» бедолаги ездят на олимпиады каждую неделю.

Ко мне на прием они попадают, когда начинает сбоить организм. Непонятные тики, экзема, которая не поддается никакому лечению, вырванные брови и ресницы, приступы рвоты… Все эти симптомы можно перевести одним словом: «ДОСТАЛИ!».

Им не разрешают просто гулять, они не балдеют в наушниках, валяясь на ковре, не читают дурацкие комиксы. Они учатся-учатся-учатся, 11 лет без передышки, потому что на каникулы у них тоже есть задание. Если посчитать нагрузку, получится, что 10-15летний человек работает больше взрослого: с 8 утра до 10 вечера. Практически без отдыха.

Ради чего все это чудовищное напряжение?

Не поверите: ради поступления в престижный вуз. Когда мне это говорят, я просто подпрыгиваю в кресле. Зачем, скажите на милость, зачем вам это поступление в Вышку или в МГИМО? Как изменится ваша жизнь, если ребенок будет там учиться?

На этом этапе родители начинают как-то путаться в показаниях. Вроде бы престижный вуз является ценностью сам по себе. Поступил – и все жизненные задачи выполнил. Или нет? Или это только ступенька к «высокооплачиваемой работе»? Или дверь заграницу?

Как показывается практика, сам по себе сильный вуз ничего не определяет. Это абсолютно не гарантия будущей безоблачной жизни. Дети, которые не умеют в жизни ничего, кроме как решать математические задачи или писать олимпиады по иностранному языку, оказываются совершенно беспомощными перед лицом реальности.

И еще они устали.

(окончание статьи в следующем номере журнала)
22 мая, 2014
Демина Катерина Александровна
психолог-консультант, специалист по детской психологии, работаю со взрослыми и детьми
Образование

Московский Государственный Педагогический Институт им. Ленина, факультет русского языка и литературы.

Институт Практической Психологии и Психоанализа (ИППиП),

Базовая специализация: «психолог-консультант». Дипломная работа: «Особенности адаптации приемных детей в мультикультурных семьях».

Мастерская Ирины Млодик.

Специализация: «Детская психотерапия».

Мастерские и курсы по детской и экзистенциальной терапии.

Консультации

Очные консультации

Кабинет психолога в Митино

Приемные дни – вторник, четверг, воскресенье (по специальной договоренности)

Психологический центр на Белорусской

приемные дни: пятница

5000 рублей за 50 минут.

Дистанционные консультации по Skype

Для того, чтобы получить консультацию, необходимо связаться со мной по электронной почте. Способ оплаты обсуждается (банковский перевод, ЯндексДеньги, Paypal.

Запись на прием

Так как мое расписание очень плотное, я предлагаю вам следующий алгоритм:

  • вы пишете мне письмо, в котором излагаете суть проблемы и ваш запрос (что вы хотите получить в качестве результата нашей с вами работы);
  • я нахожу для вас время для первой встречи, мы его согласовываем;
  • вы оплачиваете первый прием (переводом на карту или как-то еще, обсуждаемо), после чего мы встречаемся.
Контакты
Subscribe to Сбор новостей