Кузенька скучает

стоит ли бороться с детской скукой?
Про детей

Скуууучно!

«Мааам, мне скучно! Мам, ну поиграй со мной! Мам, я не знаю, чем мне заняться!». Почему-то именно жалобы на скуку вызывают у родителей бурю разнообразных чувств: от раздражения и ярости, до внезапной вспышки тревоги или вины. Что такого опасного кроется в скуке, если одни мамы бросаются немедленно развлекать и утешать деточку, а другие злобно рявкают: «Да займись сам уже чем-нибудь! Уроки сделал?».

«Мне скучно, бес!» - доктор Фауст

Что такое скука? Мы маемся, не знаем, чем себя занять, слоняемся из угла в угол – когда и почему?

Бывает скука творческая. Когда внутри зреет какое-то событие, план, толкается в груди или в голове, как ненаписанное стихотворение или нерожденный еще ребенок. Мы смутно ощущаем это как давление, как нечто, что должно состояться, но мы пока не знаем – как и что именно. Томление духа, как писали поэты.

Это состояние ресурсное, прерывать его опасно и неразумно, как раз из этой скуки и получаются потом озарения и достижения.

Чтобы творческая энергия нашла, наконец, свой канал и ударила, как молния, необходимо уединение и время. Отключить телефоны, закрыть планшет, послушать себя. «Из миража, из ничего, из сумасбродства моего вдруг возникает чей-то лик…», как поет Волшебник в «Обыкновенном чуде». Мы все Волшебники, сочиняющие свою жизнь, просто нам нужно время.

Вспомните свои зимние каникулы. Таких длинных выходных у взрослых тогда не было, 2 января все возвращались на работу, дети оставались одни или их отправляли к бабушке. В телевизоре одна программа, мультики или фильмы показывают раз в день. Что остается делать? Да, если есть кому ныть, то можно походить и поскучать вслух: «баа, ну мне скучно, ну придумай что-нибудь!». Но с Ба не забалуешь, она может посадить крупу перебирать, или какие-нибудь воротнички пришивать, или вспомнит, что на каникулы задавали читать что-то по программе. Так что лучше и безопасней изобрести что-то самой. Часок побродишь по дому – глядишь, идея нанизывать пуговки на ниточку кажется вполне себе привлекательной.

А что делаем мы, когда наш ребенок жалуется на скуку? Или начинаем немедленно придумывать для него дело, чтобы отвлечь, или сердимся, потому что он отвлекает нас от наших дел. Но почему бы не подождать, не сказать спокойно «да, дорогой, я вижу, тебе нечем заняться», и вернуться к своим делам? Слегка приобнять его, погладить по голове, может быть, сунуть в руку морковку, но не мешать. Еще можно расспросить, а чем бы хотелось заняться: подвигаться? Пообщаться?

(Кстати, мальчики чаще скучают потому, что хочется подвигаться и вообще – на улицу, а девочки страдают от недостатка общения. Еще частая причина скуки, о которой вообще никто не вспоминает: ДУХОТА в комнате).

Но мы взлетаем, как пожарная команда. Потому что тревожно. Ребенок страдает – значит, я плохая мать! Ребенок не умеет себя занять – мы его плохо воспитали!

Кстати, не знаю, как там вы его воспитали, но то, что современные дети гораздо хуже умеют находить себе дело и организовывать игры, факт, что называется, медицинский. Причина, как мне кажется, кроется в двух обстоятельствах: электронные гаджеты, на которые дети подсаживаются уже с младенчества, и нынешняя городская среда.

Давайте чуть подробнее остановимся на этом.

В эволюционной норме дети развиваются, наблюдая и подражая старшим. Младенец постоянно находится с матерью (нет тревоги, все ресурсы психики используются для роста и развития) и среди людей. Еще одно поколение назад малыши наблюдали массу занятий взрослых и сверстников: бабушка готовила обед (малыш сидит рядом и наблюдает, ему дают пару кастрюлек и деревянную ложку, а если кухня большая коммунальная – вообще отлично), мама стирала в корыте, папа то паял, то чинил машину, то собирал-разбирал приемник. Дедушка на дому мог заниматься каким-то кустарным промыслом, или чертить, или ремонтировать обувь. Куча каких-то соседских детей, если не в коммуналке, то на лестничной площадке, во дворе, все говорят, играют в «чижа» и «вышибалы», под кустом девочки лет 5-7 играют в куклы и дочки-матери…

Есть чему поучиться! И есть что имитировать.

А теперь, когда я выхожу с мячом во двор, то вижу одну и ту же безрадостную картину: дети сидят на лавочке, у каждого планшет или телефон, или один играет – остальные смотрят, или каждый играет в свое. Недавно вообще культурный шок получила: в бассейне, отличном бассейне отличного пансионата, плавали только взрослые, а дети сидели вокруг, сосредоточенно уставившись в экраны. Просто тоска смотреть.

Дома ребенок тоже наблюдает в основном спины, закрывающие экран. Согласитесь, что современное домашнее хозяйство уже не столь увлекательно и трудозатратно, подражать особо нечему, разве что загрузить-разгрузить стиралку или посудомойку.

Все мои дети росли в деревне. То есть, с мая по октябрь мы жили «на воздухе». К воздуху обычно прилагалась колонка с водой (500 метров туда и столько же обратно, по ведру в каждой руке, младенец привязан за спиной, старший ребенок тащит маленькую фляжку в тележечке), печка, которую надо топить каждый день (нарубить дров, перетаскать их в дом, следить за огнем, потом не забыть выгрести золу и закрыть вьюшку), некоторое количество домашних животных, которых надо кормить и выгуливать, сад, огород, походы в «большую» деревню за хлебом… Да, и никаких мобильников, чтобы позвонить папе на работу тоже надо идти километров пять до таксофона. Понятно же, что никакой скуки там не было и в помине? Плюс компания соседских детей всех размеров и цветов, велосипеды, самокаты, рыбалка, обязательный Театральный фестиваль в завершение дачного сезона. Да, я валилась с ног к вечеру (детей в моем доме было от трех до шести одновременно, включая младенцев и подростков), но мне совершенно точно не надо было решать ежедневную задачу «Чем бы их занять, чтобы они не разнесли дом». Скорее, проблемой было «как дозваться их к ужину».

Какова мораль, спросите вы? Да очень простая. Ребенка и вправду необходимо учить играть, показывать, предлагать разное. У него в опыте нет взаимодействия ни с предметами, ни с людьми. Хорошо, когда в семье несколько детей, и старшие готовы поиграть с малышом. А вот кто научит старших?

К тому же, все увеличивается число детей, которые не ходят в детский сад, а только на «развивалки». Где-то мест в садах не хватает, где-то условия чудовищные, но проблема остается: ребенок пропускает жизненно важный этап развития в игре. Потому что на «развивалках» свободного взаимодействия детей нет, только структурированное времяпрепровождение, учеба. Но дети обязательно должны играть, это биологически запрограммировано. Пропущенный игровой этап потом возьмет свое, в начальной школе.

Так что, давайте договоримся: малышей ограждаем от любых гаджетов, приглашаем в гости разновозрастные компании, с трех лет стараемся водить в садик, и не рассчитываем, что будет сам играть как минимум лет до пяти.

Между прочим, это одна из основных причин мамского раздражения. Нереалистичные ожидания. Мне недавно предлагали написать статью на тему «Как приучить годовалого ребенка к самостоятельности». Мой ответ был, как можно догадаться, - никак. Годовалый младенец по определению полностью зависит от родителей и ни о какой самостоятельности не может быть и речи. Но почему-то люди предполагают, что трех-четырехлетний ребенок в состоянии достаточно длительное время занимать себя сам. И приводят в качестве аргумента свои личные воспоминания, типа «Все ушли, я был дома один, и ничего, не умер, катал машинку под столом».

Верю, верю, катал. Но думаю, что уши, и все внимание, и вся энергия была не в игре и не в строительстве, а возле двери: пришла ли мама? Не поворачивается ли ключ в замке?

Вот и вторая основная причина скуки: тревога.

В школе ли проблемы, родители поссорились, сбежала кошка или подруга назвала обидным словом – все это останавливает творческие процессы в душе, застревает душным и колючим комом в горле, стискивает в холодный комок желудок. Для маленьких детей, до 8-9 лет невыносимо ожидание мамы, если её долго нет (долго – это более получаса). Если в ранне-подростковом возрасте для нас полдня в пустой квартире – подарок и счастье, то для малыша 4-5 лет это непомерная нагрузка. Да, нашим бабушкам приходилось с трех лет вести хозяйство и присматривать за новорожденными, но мы же не будем считать нормой способы выживания в военное время, правда?

Вот он и мотается по дому от стены к стене, не зная, чем себя отвлечь от беспомощной обиды. Телевизор как раз хорошо отвлекает, но почему-то мама, придя домой, начинает ругаться, что уроки не сделаны, постель не заправлена, суп не съеден. Зато телевизор вовсю тарахтит.

А он просто вас ждал, чтобы выдохнуть, расслабиться и начать, наконец, жить дальше.

Бывает скука от перегрузки впечатлениями.

Это когда «тошнит от конфет», психике нужно время, чтобы переработать и уложить в долговременную память весь ворох увиденного, услышанного, пройденного. Лекарство – так называемая «стимульная депривация» или «режим тишины». Убрать все раздражители и слушать, как волосы растут.

Бывает скука под девизом «Чего-то хочется, а кого – не знаю».

Это когда есть то, настоящее, привлекательное и волшебное, но оно по какой-то причине недоступно. Тогда то, что есть под рукой разом теряет всю свою ценность, все становится как будто подернуто пыльной дымкой, фокус внимания сосредотачивается на желанном объекте. А все «заместители» отвергаются, конечно, ну кто будет в здравом уме и твердой памяти играть в надоевшие кубики, когда в телевизоре показали самый новый набор трансформеров.

Резюме.

Младенцев не оставляем одних, подсовываем разные реальные предметы в качестве игрушек, стимулируем физическую и тактильную активность, больше гуляем на детских площадках, а не по магазинам.

Дошкольники хорошо играют со старшими детьми, их надо учить играть и вносить разнообразие в репертуар занятий. Не рассчитывать на многое, полчаса самостоятельной игры – предел. Не оставлять детей одних надолго. Ни в коем случае не подсовывать гаджеты.

Младшие школьники. Давать время на «дозревание идеи», интересоваться, а не контролировать, обращать внимание на признаки тревоги.

Средне-школьники. Давать передохнуть от учебы, не перегружать, позволять чатиться и болтать по телефону, но ограничивать время за компьютером.
6 июня, 2015
Демина Катерина Александровна
психолог-консультант, специалист по детской психологии, работаю со взрослыми и детьми
Образование

Московский Государственный Педагогический Институт им. Ленина, факультет русского языка и литературы.

Институт Практической Психологии и Психоанализа (ИППиП),

Базовая специализация: «психолог-консультант». Дипломная работа: «Особенности адаптации приемных детей в мультикультурных семьях».

Мастерская Ирины Млодик.

Специализация: «Детская психотерапия».

Мастерские и курсы по детской и экзистенциальной терапии.

Консультации

Очные консультации

Кабинет психолога в Митино

Приемные дни – вторник, четверг, воскресенье (по специальной договоренности)

Психологический центр на Белорусской

приемные дни: пятница

5000 рублей за 50 минут.

Дистанционные консультации по Skype

Для того, чтобы получить консультацию, необходимо связаться со мной по электронной почте. Способ оплаты обсуждается (банковский перевод, ЯндексДеньги, Paypal.

Запись на прием

Так как мое расписание очень плотное, я предлагаю вам следующий алгоритм:

  • вы пишете мне письмо, в котором излагаете суть проблемы и ваш запрос (что вы хотите получить в качестве результата нашей с вами работы);
  • я нахожу для вас время для первой встречи, мы его согласовываем;
  • вы оплачиваете первый прием (переводом на карту или как-то еще, обсуждаемо), после чего мы встречаемся.
Контакты
Subscribe to Сбор новостей