Как научить младенца развлекать себя самостоятельно?

Про детей
«Название книги: «Как научиться спать 4 часа в сутки, все успевать и прекрасно выглядеть?». Открываешь – внутри написано: «Никак»

«А когда он будет сам себя занимать?» - спрашивают будущие мамы на занятиях по подготовке к родам. «Сколько времени малыш может быть один?» - регулярный вопрос в почту детского психолога. «Я ничего не успеваю, в туалет хожу, только когда он спит, душ – только если муж дома!» - ежедневные вопли на мамских форумах. Как будто этот пяти-семикилограммовый мешочек с молочком полностью захватил власть в семье, контролирует любые действия матери, подчинил себе всех взрослых. Да, да, мы знаем, кто теперь у нас глава семьи, но жить-то как? Как научить его давать родителям время для отдыха и своих занятий?

Давайте я сразу вам скажу «никак», просто чтобы не было пустых иллюзий. До полутора лет ребенок не может быть один совсем. Пять-десять минут каких-то осознанных занятий – это предел. Ну, за исключением тех случаев, когда вашему десятимесячному крохе помог старший (трехлетний) брат, и целый час они вдвоем увлеченно расписывали акрилом ваш новый диван. И дальше мы попробуем понять, как обращаться с младенцем от рождения до одного года, чтобы, когда придет время, он действительно смог занимать себя сам.

0-3 месяца.

Новорожденный младенец действительно нуждается в круглосуточном присмотре, внимании и заботе. Он еще плохо дружит со своим организмом в новых, некомфортных условиях вне материнской утробы, он совсем не понимает, что с ним происходит, основа его существования – отладка пищеварительного процесса.

Если вам очень повезло, и вам (на небесах) выдали спокойного, флегматичного соню, то вы и не будете задаваться вопросом «Когда успеть хотя бы раз в день поесть». Бывают дети с встроенным таймером, 4-хчасовой интервал разбит на неравные «3 часа спит на балконе/15 минут ест/45 минут доброжелательно улыбается окружающим», молодые мамы хвалятся своими педагогическими достижениями. Хуже, если роды прошли с осложнениями (о которых вы можете и не догадываться), тогда дитя может заходиться в истошном крике по несколько часов в день.

Если последнее утверждение верно – постарайтесь разобраться, что не так с малышом.

Психологических проблем в этом возрасте еще не бывает, причиной недовольства новорожденного человека обязательно будет физический дискомфорт.

Правда, бывает так, что у одной няньки ребенок надрывается-орет, а у другой засыпает в считанные секунды. Скорее всего это связано с некоторым внутренним напряжением, которое испытывает одна женщина, и не испытывает другая.

До трех месяцев дети ценят обволакивающее тепло объятий, ровный и постоянный звуковой фон, ненавязчивую суету вокруг. Если поставить корзинку с малышом в кухне, где постоянно кипит жизнь, он, скорее всего, будет спокойно полеживать, дремать, уплывая в сон и поднимаясь для кормления. Я бы не стала помещать маленького в отдельную комнату просто потому, что ваш гормональный фон сейчас настроен на то, чтобы слышать его дыхание, и вместо отдыха вы будет постоянно прислушиваться, не плачет ли ребенок. Хотя радионяни тоже придумали не дураки.

До 3 месяцев вопрос развлечения младенца вообще не стоит. Жизненно важно в этом периоде определиться с вопросами здоровья и понять, как оно все у него работает.

4-6 месяцев. Я не одинок в этом огромном мире!

Ближе к четырем месяцам у ребенка как будто вырастают специальные антенны: он явно нуждается в общении, хочет быть на руках, хочет смотреть, быть на людях, его надо развлекать. Это очень утомительно и раздражает. Потому что одно дело – сделать в лифте «козу» соседскому бутузу, а другое – быть круглосуточным аниматором. А когда пытаешься отойти, поднимается такой рёв, что голуби с подоконника падают.

Что помогает? Шезлонг на рабочем кухонном столе, высокий стульчик со столиком напротив вас, когда вы гладите белье, сиденье с присосками в ванной в комплекте с вменяемым семилетним соседом. Хождение по гостям, по культурным и не очень заведениям, в общем, любые телодвижения, меняющие картинку перед глазами. Он еще не научился ползать, не может сам ничего достать, ему безумно скучно. Зовите в гости подруг с детьми постарше,

приглашайте соседских девочек-подростков, они вообще должны быть «прикормлены» у вас, позже сможете нанимать их в бэби-ситтеры.

У нас в семье обязанность развлекать младшую сестру была добровольно принята на себя девятилетним сыном, до сих пор они очень привязаны друг к другу. Кто еще может в течение часа корчить рожи и дуть в лицо резиновой игрушкой? Только старший брат!

Заклинаю вас, мамы: в это время вы должны позаботиться о своей спине. Велик соблазн таскать постоянно ребенка в слинге, потому что он молчит и засыпает. Но ваша спина! … Лучше присесть к столу на пять-десять минут с малышом на коленках, или лечь на ковер и позаниматься физкультурой с этой чудной гантелькой в памперсе, чем слоняться от окна к окну с малышом на бедре и телефоном, зажатым между плечом и ухом.

Задача-максимум этого возраста – научиться выдерживать хотя бы несколько минут от первого пробного похныкивания до требовательного рёва. «Сейчас-сейчас, да, дорогой, я слышу, сейчас я подойду, подожди минутку». Ваше послание – «Я тебя вижу и слышу, я рядом», но не бегу, сломя голову.

7-9 месяцев. Движение – это жизнь!

Я категорически против любых приспособлений, «помогающих» ребенку находиться в вертикальном положении до того, как его организм не готов. Все эти ходунки-бегунки сокращают абсолютно необходимый для развития ребенка этап ползания. Так же, как и распространенная практика «ходить за ручки». Мало того, что ваша спина разваливается окончательно, малыш не нарабатывает столь важный опыт контроля за своим телом, не качает мышцы спины, не учится взаимодействовать с окружающей средой. Так что лучшая тактика в этом возрасте – выпустить его на пол, снять носочки и ползунки (верхнюю половину тела лучше одеть, чтобы не нервничать, что ему холодно) и предоставить ПОЛЗУНКА его судьбе.

Он занят! Он кряхтит, хнычет, стукается головенкой и разражается отчаянным ревом – не волнуйтесь! Утешьте его и верните на исходную.Заодно спать будет лучше.

За ним надо неотступно следить, поэтому так велик соблазн посадить в манеж. Но манеж – это гарантированная скука, никакие пластиковые яркие штучки не в состоянии занять внимание 8-месячного человека дольше, чем на пару минут. Его эволюционная задача сейчас – исследовать пространство на зуб.

Я клала на пол старое ватное одеяло, кидала на него почти голого малыша и раз в пять минут подкидывала туда какую-нибудь странную хозяйственную примочку: старинный венчик для сбивания яиц, например. Вы таких не застали, наверное, с пружиной, скрученной в спираль. Как раз 10 минут уходит, чтобы тщательно облизать, пожевать, постучать по полу, по себе, уронить, доползти, устать и потребовать следующую серию. Я в это время сидела на диване и строчила статью. Можно ли это считать «я занимаюсь ребенком» или все же «я работаю»?

Через 40-50 минут ребенок устает настолько, что смена игрушки уже не увлекает. Взяли на ручки, погладили, покачали, обняли, напоили. Еще минут 15 – и можно начинать одеваться на улицу, он устал, капризничает, готов уснуть.

В этом возрасте дети уже могут удерживать в памяти образ матери в течение нескольких минут, особенно, если не она ушла, а он уполз. Главное, чему он должен научиться в этот период – физической активности, он должен уставать, выматываться, так, чтобы падать замертво в сон. Ни ходунки, ни манеж с этой задачей не справляются.

10-12 месяцев. Осваиваем вертикаль.

Если предыдущий этап был пройден успешно, то сейчас ваш малыш должен активно вставать на ножки рядом с опорой и пытаться ходить вдоль дивана. Вот и славно! На диване можно разложить разные завлекалочки, до которых надо тянуться, включая какую-нибудь безопасную еду, типа большой моркови или кочерыжки. Чтоб зубы точить. Яблоки – только если суперкрепкие, не крошащиеся, чтобы не подавился. Я еще люблю давать косточки от куриных ножек, это идеальная чесалка для зудящих дёсен, но не все выносят вид «малышка-людоед» и, кроме того, косточкой можно сильно ткнуть куда-нибудь, так что только под присмотром.

В этом возрасте можно начинать посещать какие-нибудь детские комнаты, где много новых игрушек и детей разного возраста. И, конечно, там есть батут, горка, игрушечные домики – малыши-тоддлеры обожают прятаться и находиться!

С чем его можно оставить минут на 10-15? (Под присмотром хотя бы старшего ребенка, конечно).

С миской пшена и игрушками из киндер-сюрприза, чтобы вылавливал. С ведром воды и кружечкой – в ванне, прямо в самой ванне, пусть плещется. С всевозможными застежками, открывающимися-закрывающимися дверками. Загружать-разгружать стиральную машинку можно целый час. Ящик в комоде, а нем сумки и шапки (тоже на предмет «открыть-закрыть, поместить одно в другое»).

Вообще, это возраст карабкания и пряток.

Все время держите в голове, что маленькие дети – прежде всего обезьянки, им надо двигаться, осваивать окружающую среду, а не сидеть и слушать. Понимаете, к чему я веду?

НИКАКИХ гаджетов НИКОГДА! Даже если вам очень надо, даже если вы очень устали. Телефоны и планшеты обладают настолько большой притягательной силой, что, поддавшись соблазну один раз, вы будете обречены потом постоянно отбиваться от настырного требования «Дай играть!!».

(подробно о том, как формируется зависимость от электронных игрушек читайте в моей статье"Айфоново детство: как оторвать ребенка от компьютера" .

Итог. Если вы спокойно и последовательно приучали малыша к тому, что мир – довольно безопасное и дружелюбное место для проживания, не оставляли его «выплакаться, чтоб заснул», знакомили его с другими людьми, не давали в руки телефон и планшет, то к году у вас должен получиться в меру шустрый, любознательный, хорошо передвигающийся на двух ногах человек, который умеет себя занимать. Другое дело, понравятся ли вам его занятия. Вчера, например, я минут сорок ликвидировала по всему дому последствия «тихого поведения» одного очень самостоятельного мальчика полутора лет от роду. Но он был занят весь вечер, это факт.
18 июня, 2015
Демина Катерина Александровна
психолог-консультант, специалист по детской психологии, работаю со взрослыми и детьми
Образование

Московский Государственный Педагогический Институт им. Ленина, факультет русского языка и литературы.

Институт Практической Психологии и Психоанализа (ИППиП),

Базовая специализация: «психолог-консультант». Дипломная работа: «Особенности адаптации приемных детей в мультикультурных семьях».

Мастерская Ирины Млодик.

Специализация: «Детская психотерапия».

Мастерские и курсы по детской и экзистенциальной терапии.

Курс "Терапия пограничного расстройства личности, сфокусированная на переносе",

Отто Кернберг-Фрэнк Йоманс, 2017-2018г.

Консультации

Очные консультации

Кабинет психолога в Митино

Приемные дни – вторник, четверг, воскресенье (по специальной договоренности)

Психологический центр Sunrise

приемные дни: понедельник

5000 рублей за 50 минут.

Дистанционные консультации по Skype

Для того, чтобы получить консультацию, необходимо связаться со мной по электронной почте. Способ оплаты обсуждается (банковский перевод, ЯндексДеньги, Paypal.

Запись на прием

Так как мое расписание очень плотное, я предлагаю вам следующий алгоритм:

  • вы пишете мне письмо, в котором излагаете суть проблемы и ваш запрос (что вы хотите получить в качестве результата нашей с вами работы);
  • я нахожу для вас время для первой встречи, мы его согласовываем;
  • вы оплачиваете первый прием (переводом на карту или как-то еще, обсуждаемо), после чего мы встречаемся.
Контакты
Subscribe to Сбор новостей