Выпускной

кого и куда выпускаем?
Про подростков

Меня попросили как-то прокомментировать страхи и опасения родителей в связи с грядущими «выпускными» торжествами, и первая моя реакция была – да что тут думать-то? Все же просто: платье/костюм купили? Деточку в него вдели? Платками носовыми и валерианкой запаслись? Ну и вперед, и с песней!

А потом подумала: это вжжж неспроста не просто так люди переживают, спрашивают, надо разобраться.

И вот что получилось.

Из нашей современной отечественной культуре исчезли все обряды и ритуалы ПЕРЕХОДА: мы разучились правильно праздновать рождение, свадьбу, окончание школы, мы не знаем, как оплакать смерть, как скорбеть или сочувствовать. В выходные я наблюдала шесть, наверное, свадеб «на природе», где участники действа откровенно маялись и не знали, чем себя занять и что делать. На детском празднике или на торжественном юбилее единственной доступной опцией осталась пьянка с последующим мордобоем (или без оного, в зависимости от степени интеллигентности присутствующих). Но где правильные церемонии, позволяющие осмыслить и оформить происходящее?

Выпускной вечер – ничто иное, как обряд инициации, переход подростков в новое качество: взрослых людей. По многовековой традиции полагается преодолеть препятствия, продемонстрировать взрослые навыки и умения, такие как терпение, мужество, смекалка, красота и ум, символически умереть для детства и возродиться уже в новом качестве.

И вот до последнего времени это понимание (что выпускной – это обряд инициации) было. Еще в нашем поколении все атрибуты присутствовали: экзамены, подготовка самого вечера, демонстративное закуривание с учителями на крыльце школы, первое «взрослое» платье и прическа у девочек, такое же демонстративное использование косметики. Первый взрослый танец – вальс. Шампанское. Поездка ночью по городу, встреча рассвета, особенно – встреча рассвета, как символа пробуждения для новой жизни.

Все это имело смысл, поскольку для вчерашних «школьников» эти возможности были закрыты, запрещены.

Теперь выпускной превратился в конкурс кошельков родителей, неуместную вакханалию в огромных ангарах или на кораблях, которая должна демонстрировать – что? Что мы «этого достойны»? Что мы «можем себе это позволить»?

Единственным испытанием, которое проходят наши дети на выпускном вечере – сколько я могу выпить до того, как свалюсь.

И еще про секс: получится, не получится, пригласят или наоборот, откажет. И все это в каком-то болезненном угаре.

Мы все сейчас растеряны и подавлены. Только что случилась невообразимая трагедия в Карелии, погибли дети, и основное переживание последних дней – бессильная ярость и беспомощность. Хочется схватить детку в охапку и не выпускать. Я, в общем-то, довольно пофигистическая мамаша, кинулась обзванивать своих взрослых детей, просто чтобы удостовериться, что они живы. (Они разговаривают со мной осторожно, как с больной: «Мам, ты чё, все нормально, мам».)

На самом деле, выпускной вечер символизирует уход детей из гнезда. Мысль, что скоро наш ребенок покинет дом, станет самостоятельным, начнет делать свои собственные ошибки, возможно, даже непоправимые, наполняет душу тревогой и печалью. И это НОРМАЛЬНОЕ переживание отделения ребенка. В определенном смысле, «мы его теряем». Не насовсем, конечно, упаси Бог, не навсегда, но в качестве малыша, зайки и котика, и хулигана, и строптивой девчонки. Это скорбь, связанная с утратой, она тоже нормальна.

Но нам же сказали, что это праздник! Что мы должны радоваться! А хочется плакать и обнимать. Поэтому мы наливаем себе лишний бокал, хорохоримся и пытаемся всё удержать и проконтролировать: «Пообещай мне, что не будешь напиваться! Миша, я тебя умоляю – пей только из своей бутылки воду, которую ты сам открыл! Настя, ты же помнишь, если вот хоть что-то пойдет не так – сразу звони, папа не будет спать, тут же приедет!».

Хотя на самом деле, хочется сказать: «Не уходи! Останься с нами, останься нашим ребенком, не вырастай!».

Но они уходят, машут рукой небрежно, вырываются из наших объятий «ну мам, ну все, ну я пошел!». Наши взрослые дети. Выпускники. По уму, нам бы сесть тесным кругом с друзьями, оплакать, чтобы слезы закончились, и тогда уже начинать праздновать: свою грядущую свободу от школы, от утомительных родительских обязанностей, от всей этой суеты одиннадцатого класса. Праздновать, что мы молодцы и справились, хотя было непросто, а временами – просто очень тяжко. Но все закончилось и теперь мы – родители взрослого человека. К этому тоже надо привыкнуть.
25 июля, 2016
Демина Катерина Александровна
психолог-консультант, специалист по детской психологии, работаю со взрослыми и детьми
Образование

Московский Государственный Педагогический Институт им. Ленина, факультет русского языка и литературы.

Институт Практической Психологии и Психоанализа (ИППиП),

Базовая специализация: «психолог-консультант». Дипломная работа: «Особенности адаптации приемных детей в мультикультурных семьях».

Мастерская Ирины Млодик.

Специализация: «Детская психотерапия».

Мастерские и курсы по детской и экзистенциальной терапии.

Курс "Терапия пограничного расстройства личности, сфокусированная на переносе",

Отто Кернберг-Фрэнк Йоманс, 2017-2018г.

Консультации

Очные консультации

Кабинет психолога в Митино

Приемные дни – вторник, четверг, воскресенье (по специальной договоренности)

Психологический центр на Белорусской

приемные дни: понедельник

5000 рублей за 50 минут.

Дистанционные консультации по Skype

Для того, чтобы получить консультацию, необходимо связаться со мной по электронной почте. Способ оплаты обсуждается (банковский перевод, ЯндексДеньги, Paypal.

Запись на прием

Так как мое расписание очень плотное, я предлагаю вам следующий алгоритм:

  • вы пишете мне письмо, в котором излагаете суть проблемы и ваш запрос (что вы хотите получить в качестве результата нашей с вами работы);
  • я нахожу для вас время для первой встречи, мы его согласовываем;
  • вы оплачиваете первый прием (переводом на карту или как-то еще, обсуждаемо), после чего мы встречаемся.
Контакты
Subscribe to Сбор новостей