Как научить детей правильно злиться

Про детей

Экспозиция

Подготовительная группа детского сада, площадка, зима.
Юля (наступая на Сашу и сжимая в кулаке лопату):
– Почему ты со мной не играешь?! Я хочу с тобой дружить!
Саша (пряча голову в плечи и отступая к веранде):
– Юля, я сегодня не могу с тобой дружить, я не выспалась…
Юля (энергично взмахивает лопатой):
– А я хочу! Давай играть!
Саша (чуть не плача и оглядываясь в поисках поддержки):
– У меня, кажется, голова болит, я хочу побыть одна…
Юля (топает ногами и машет лопатой):
– !!!
В этот момент я сочла возможным вмешаться.
– Юлечка, – сказала я, – мне кажется, ты очень злишься.
– Нет! – грозно воскликнула Юля и топнула ногой для пущей убедительности. Я не злюсь! Я просто хочу дружить.
Саша благоразумно слилась с пейзажем.

Расшифровка посланий

В нашей культуре не принято злиться. Особенно девочкам. Особенно открыто. Начальство орет – гневается, женщина визжит – капризничает. (Цитата). Можно ворчать, бубнить, язвить, вставлять шпильки и дуться. Можно обижаться. В особо тяжелых случаях допускается прямое оскорбление собеседника («Дура набитая!»), но никогда нельзя заорать, как в американских фильмах: «Я тебя ненавижу!». Не принято.

Потому что злая, сердитая, агрессивная особь женского пола – это очень страшно. Это могут себе позволить только те, кому уже нечего терять, для кого ярлык «стерва психованная» уже ничего не изменит в судьбе.

Наши милые Юлечка и Сашенька просто блестяще продемонстрировали весь спектр возможных реакций. Смотрите:

Юля заявляет о своем желании: «Я хочу быть в контакте с тобой». Представьте на её месте подвыпившего супруга, пришедшего поздно домой (поздно – потому что в тот момент Саша была занята игрой с другими девочками) и требующего чего угодно, от ужина до секса. Требует грубо, без предварительных ласк и поглаживаний. Ни тебе цветочка, ни хотя бы ритуального «Дорогая, как прошел день?». На его стороне сила и власть. Ну, или фантазия, что сила и власть на его стороне.

В ответ Саша принимает позу «слабого и беззащитного»: я себя плохо чувствую, у меня болит голова, извини. То есть, вместо того, чтобы осадить хама, показать, что она его не боится, в конце концов, просто спокойно призвать к диалогу, Саша прячется в болезнь. Это тоже «принято»: отказывать мужу под предлогом головной боли. Это настолько стало штампом, что уже даже не смешно.

Но Юля не отступает, она сердится сильней, багровеет и уже готова применить силу.

Просто удивительно, откуда дети это все берут. Ведь если показать эту сценку родителям, они ни за что на свете не признают в действующих лицах себя.

Почему Юля с ходу начала нападать? Потому что у неё уже было испорчено настроение, прямо вот с утра. Может, разбудили не вовремя, может, она сама заболевает, но пока не поняла этого. Есть вариант, что у неё был какой-то план на прогулку: строить с Сашей домик, например. А Сашу перехватили другие девочки. И она разозлилась. И вместо того, чтобы заорать на всю улицу: «Саша, я так тебя ждала, а ты с другими играешь!», Юля пытается соблюдать приличия. То есть пытается спрятать свою злость и говорить вежливо.

Только текст не совпадает с невербальными, телесными посланиями: на языке «давай дружить», а в теле «я хочу тебя ударить».

Так как человечество обрело речь (слова) гораздо позже, чем язык жестов, мы все реагируем в первую очередь на них. На жесты. На позу, на мимику, на интонацию.

Можно прошипеть «Мой дорогой!» - и дорогой предпочтет задержаться на работе, лишь бы не слышать и не видеть этих признаний в любви. А можно называть своего ребенка Чудовищем, и он будет абсолютно счастлив, более того, может даже представляться этим прозвищем. Потому что главное – тон, поза, жесты. Даже обнимать ребенка можно так, что он будет или задыхаться, или мурлыкать. С Юлей все ясно, давайте приглядимся к Саше.

Сашка – маленькая, хрупкая, с огромными глазами, тихим голосом, копия своей мамы. Когда ей было три года, я работала с ней по поводу многочисленных страхов, перенятых у мамы. Раньше её мама не работала и боялась всего на свете. В прошлом году она вышла на работу, и жизнь стала налаживаться: у неё изменился голос, пропали просительные и ноющие интонации, она научилась отвечать «Нет, просто нет».

И Сашка тоже немного окрепла, даже иногда верховодит в группе (в отсутствие «старших по званию». У них вообще в группе матриархат, в группе девочек в два раза больше, чем мальчиков, и почти все – лидеры). Но на стандартную ситуацию нападения она пока что реагирует стандартно: если можно – утишить агрессора, подстроиться к нему, уластить; если не получается – спасается бегством.

Моя практика как семейного терапевта говорит, что таким способом агрессора не унять, они только наглеют.

Способы выражать агрессию

Юлька, сказала я, давай я научу тебя правильно злиться. Смотри на меня!

Сделай «зверское» лицо. Самое злобное, какое ты только можешь. Нет, не так, не надо корчить морды, просто оскаль зубы, сморщи нос, нахмурь брови и напряги все мускулы. Вот, правильно. А теперь – рычи. Просто без слов, низким звуком из середины живота, рычи: Р-р-р-р-р! (на самом деле, звук получается между р-р-р и ы-ы-ы-х!).

Юлька старательно рычит, у неё получается. А теперь еще и ноги добавим, давай, Юль, топочи ногами посильней. Сожми руки в кулаки, но не размахивай ими, как мельница, а потряси возле тела, как будто угрожаешь. И еще добавь звука побольше: Ааааргх!

К нам подтянулись еще дети, пока просто смотрят. А чего стоим, ничего не делаем? Ну-ка, встали полукругом и все вместе: РРРРР! Как я зол! Я просто сейчас лопну от злости!

(Воспитательницы заинтересовано подтягиваются. Но тема волнует совсем не всех детей, большая часть продолжает свои игры. И правильно: не все испытывают трудности с выражением чувств).

Обратите внимание: никакого направления эта злость не имеет. Мы говорим только о СЕБЕ и о своих чувствах, никто ни на кого не бросается, поэтому всем безопасно. Сравните два яростных крика: «Я тебя ненавижу!» и «Ненавижу!». Просто – «ненавижу», неизвестно кого. Когда человек говорит о себе, это никак не задевает окружающих. Вся тренировка длится не больше трех минут. Но дело сделано, Юлю явно «отпустило», она расслаблена, порозовела, дышит легко. Неожиданно к ней подходит Саша, заглядывает в глаза и спокойно говорит: «Пойдем в домик?». Остальные тоже расходятся.

Что мы сделали?

Мы прожили эмоцию телом. Мы ни на кого не нападали, не кидались с кулаками, не кричали «ты вонючий урод!». Мы сначала ОСОЗНАЛИ свое чувство («Я ужасно злюсь»), назвали его и позволили своему телу прореагировать. Все это не сходя с места. Как говорится, «ни одно животное при съемках не пострадало».

После того, как эмоция осознана, названа и прожита в теле, она уходит. Если этого не сделать, мы начинаем болеть, в теле появляются зажимы и болезненные блоки, приходится глотать таблетки и ходить на массаж. Основная причина головных болей и у детей, и у взрослых – напряжение в задней поверхности шеи, вызванное сдерживаемой агрессией.

Так что, уважаемые взрослые, если вас кто-то или что-то разозлил, сделайте это нехитрое упражнение:

  • сказать себе «я страшно зол!»;
  • вдохнуть глубоко носом, сжать кулаки, напрячь мышцы, особенно плечи, предплечья и лицевые мускулы, сделать «зверское» лицо;
  • если есть возможность – выдохнуть с рычанием, стараясь толкать звук вниз, как бы из живота, а не голосовыми связками;
  • если нет – просто шумно, с усилием выдохнуть, тоже вниз;
  • расслабить мышцы.

Даже с самого ответственного совещания всегда можно выскочить в туалет. И порычать там. Гарантирую: работает. И голова болеть не будет.

1 апреля, 2011
Демина Катерина Александровна
психолог-консультант, специалист по детской психологии, работаю со взрослыми и детьми
Образование

Московский Государственный Педагогический Институт им. Ленина, факультет русского языка и литературы.

Институт Практической Психологии и Психоанализа (ИППиП),

Базовая специализация: «психолог-консультант». Дипломная работа: «Особенности адаптации приемных детей в мультикультурных семьях».

Мастерская Ирины Млодик.

Специализация: «Детская психотерапия».

Мастерские и курсы по детской и экзистенциальной терапии.

Курс "Терапия пограничного расстройства личности, сфокусированная на переносе",

Отто Кернберг-Фрэнк Йоманс, 2017-2018г.

Консультации

Очные консультации

Кабинет психолога в Митино

Приемные дни – вторник, четверг, воскресенье (по специальной договоренности)

Психологический центр Sunrise

приемные дни: понедельник

5000 рублей за 50 минут.

Дистанционные консультации по Skype

Для того, чтобы получить консультацию, необходимо связаться со мной по электронной почте. Способ оплаты обсуждается (банковский перевод, ЯндексДеньги, Paypal.

Запись на прием

Так как мое расписание очень плотное, я предлагаю вам следующий алгоритм:

  • вы пишете мне письмо, в котором излагаете суть проблемы и ваш запрос (что вы хотите получить в качестве результата нашей с вами работы);
  • я нахожу для вас время для первой встречи, мы его согласовываем;
  • вы оплачиваете первый прием (переводом на карту или как-то еще, обсуждаемо), после чего мы встречаемся.
Контакты
Subscribe to Сбор новостей