Вроде бы уже не новость, что дети лучше учатся, если вносить в уроки атмосферу и элементы игры. Обычно речь при этом идет о младшей школе. Но и старшие школьники гораздо лучше усваивают и запоминают материал, если он как-то окрашен эмоционально или требует взаимодействия с друзьями.
А как это применить на практике?
Вот некоторые игры, которые помогут вам развить необходимые в школе навыки буквально «на ходу»
Для того, чтобы у ребенка был хороший фонематический слух:
«Быки и коровы»: Один игрок загадывает слово, для начала из трех букв. Допустим, я загадала слово ЧАЙ. (Я вообще мастер загадывать слова с редкими буквами. Моё любимое – Тын, кий и хна). Дети предлагают в ответ другие трехбуквенные слова: сыр, лес, мак. В слове МАК с загаданным словом совпадаем буква А, и она стоит на том же месте в слове: есть один бык. Через несколько выстрелов «в молоко» кто-то предлагает слово ЙОД. О, уже теплее! Но буква Й (и тут вы противным голосом Мальвины спрашиваете: «Все помнят, что буква Й означает мягкий звонкий согласный?») стоит на другом месте в загаданном слове, поэтому я говорю: одна корова.
Повторять до полного попадания. Когда вы с детьми натренируетесь так, что будете угадывать любое трехбуквенное слово меньше, чем за 10 ходов, можно переходить на четырехбуквенные. И вот там вас могут поджидать открытия, связанные с правописанием глухих/звонких согласных, йотированных гласных (Я загадала слово «маяк», Дуся не может его отгадать, сдается, а когда слышит ответ, возмущенно вопит: «Не честно! Он же м-о-й-а-к!»), безударных гласных. Слово «овца» вполне может быть воссоздано как «афца», и хорошо бы, чтобы вы могли объяснить, как и что проверяется.
Отлично играется в дороге.
Для тренировки словарного запаса
можно поиграть в «Снежный ком» в обеих модификациях: подбираем определения к существительному и существительные к определению.Я называю любое слово, обозначающее предмет, а дети должны назвать как можно больше определений. Песок – какой? Мокрый, сухой, сыпучий, морской, речной, желтый, зыбучий, плотный, жесткий… Очень хорошо, если вы можете привязать этот набор к каким-то важным и приятным для вас событиям, например, «какой был песок на пляже, когда мы ездили на море? А в деревне? А у нас на площадке?». Выигрывает тот, кто назовет последнее слово.
И в обратную сторону. Что может быть мокрым? А скользким?
Я использую эту игру для разминки на уроке, иногда в качестве поощрения: если выполним все задания быстро, успеем поиграть.
Буриме. Более сложная игра, но смешная до колик. Зафиксированы случаи, когда игроки просто писались от смеха. Играть хорошо впятером-вчетвером, если участников меньше, то не получается складного текста.
Раздаются длинные и узкие полоски бумаги, половинка тетрадного листа вдоль. Задается некий стихотворный размер, например, «пошла муха на базар и купила самовар». Каждый пишет первую строчку, заворачивает один раз листочек, сверху пишет последнее слово.
«Я люблю гонять гусей» - гусей.
Передает соседу справа, получает бумажку от соседа слева. Сосед справа пишет следующую строчку С РИФМОЙ на слово «гусей»: «Прискакал тут Елисей». Строчкой ниже пишет свою строку с новой рифмой: «мы гуляли в казино» - пишет сверху «казино». Передает дальше.
Веселье начинается, когда все свитки заканчиваются, разворачиваются и читается получившаяся белиберда. Между прочим, у этого развлечения весьма древние и почтенные корни, в буриме любили играть поэты Серебряного века, да, кажется, и во времена Пушкина забава пользовалась популярностью.
Что тренируем?
Чувство ритма, словарный запас, чувство юмора, правописание
Для совсем малышей хорошо искать сочетания букв на уличных вывесках или в надписях на упаковках, задания типа «Придумай 10 слов на одну букву», «Антонимы» в формате «давай говорить наоборотные слова? Ты говори все наоборот, а я буду угадывать, что ты имел в виду». Можно устроить «день одной буквы», это тоже очень веселит народ, когда надо все абсолютно свои послания выражать словами на одну букву. Главное, не выбирайте гласные. Буква Т или П подходят, заодно сами выясните, как устроен русский язык.
Моя любимая с детства игра «Тайный язык шпионов». Берете любой слог, допустим, «цэ» (потому что в русском языке такого сочетания не встречается) и начинаете вставлять его МЕЖДУ слогами слов: «цэ-ма-цэ-ма, цэ-по-цэ-йди цэ-сю-цэда!». Отлично тренируются сразу несколько навыков: разбивать слова на слоги, выделять значимую часть в беглой речи, концентрация внимания. Если детей в семье несколько, старшим может понравиться говорить на непонятном младшим языке, или чтобы бабушка не понимала.