Анонсы

Он-лайн супервизия для психологов
Тренинг
Начало: 10:30
Супервизия для психологов
Тренинг
Начало: 13:00
Создание и развитие частной практики психолога
Тренинг
Начало: 13:00
Как психологу писать тексты для привлечения клиентов
Тренинг
Начало: 11:00
Работа с детскими страхами
Тренинг
Начало: 12:00

Вход на сайт

Ручные обезьянки

Надо ли снимать ребенка с шеи?
Про детей

«Он висит на мне весь день!», «Я даже в туалет не могу сходить одна!», «У меня спина отваливается, такую тяжесть таскать целыми днями!» - жалуются мамы друг другу на детской площадке и у меня в кабинете. Малыш не отлипает, решительно отвергает любые попытки как-то его отодвинуть, посадить в манеж невозможно – вопит, в стульчике не сидит, требует, чтобы его постоянно носили на руках. Мама измучена, раздражена, чувствует себя совершенно порабощенной.

В чем причина и можно ли как-то справиться с маленьким «орангутангом», отучить его от рук?

«Не приучай к рукам, потом на шею сядет!»

Все слышали эту рекомендацию, не от мамы, так от свекрови, не от бабушки, так от пожилой соседки. Ты подскакиваешь к кроватке по первому писку, а вслед тебе несется: «ну что ты летишь? Поплачет и успокоится, нечего его баловать, потом не отучишь». И в следующий раз уже не бежишь, а медленно идешь, в надежде, что и правда, успокоится, привыкнет. А он не привыкает, орет громче, требовательней, настойчивей. Когда его наконец берут на руки, долго не может успокоиться, протестующе кричит, когда пробуешь положить его обратно в кроватку. Почему?

Потому что так делать нельзя. Все эти рекомендации – не приучать к рукам, дать покричать, не подходить сразу, если плачет, появились в очень страшный и жестокий период нашей истории: сначала Большой Террор, потом война, потом длительное время, когда дети были фактически разлучены с матерями, ясли с четырех месяцев, пятидневка, потом пионерские лагеря.

Для того, чтобы дети не привязывались, а матери не бросали работу для ухода за младенцами, и были придуманы эти педагогические приемы, насильственное разрывание самой важной и глубокой связи в психике человека: взаимной детско-материнской любви.

Последствия этой травмы мы наблюдаем каждый день в общении со старшим поколением: жестокость по отношению к себе и другим людям, нечуткость к своим и чужим потребностям и границам, страх перед будущим, отказ от ответственности за свою жизнь. То самое базовое доверие, без которого невозможно взросление и опора на себя, не формируется в отсутствии заботливого и любящего взрослого рядом с младенцем.

Поэтому первая моя рекомендация будет такая: младенец до 6 месяцев должен бодрствовать (а первые полтора месяца и спать тоже) в непосредственной близости от матери или любого другого взрослого, который о нем заботится. Слыша стук вашего сердца, дыхание, голос, малыш успокаивается и получает возможность тратить энергию на то, что должен: на развитие и рост. В то время, как отлученный от рук ребенок вынужден постоянно бороться с базовой тревогой: меня что, бросили? Забыли? Потеряли? Почему я один? Все умерли?

6-12 месяцев. Как мы уже неоднократно писали, это время активного освоения своих физических возможностей: малыш научился переворачиваться, сидеть, теперь его просто невозможно оставлять без присмотра на кровати. Поэтому так хочется посадить его в манеж или в стул, зафиксировать и хоть немного расслабиться. Но его эволюционная задача совсем другая! Он хочет карабкаться, ползти, глядеть во все стороны… В общем, как в бессмертной песенке про «Маленького ребенка»: «Должен он бежать и прыгать, все хватать, ногами дрыгать, а иначе он взорвется, трах-бабах! И нет его».

Что может предпринять мама. Вместо манежа – коврик или толстое одеяло на пол (не для тепла, а чтобы лоб не разбил, когда будет терять равновесие), одна-две игрушки, менять каждые 10 минут. Коврик можно тащить в другую комнату за собой, вместе с малышом, это ужасно весело!

Если ребенок очень просится на руки – не поднимайте его к себе «на верхний этаж», а присядьте или прилягте рядом с ним, позвольте лазить по себе, используйте эти моменты, чтобы самой подвигаться, поделать упражнения. Даже самая простодушная «качалочка» (вы лежите на спине, ноги согнуты в коленях и подняты под прямым углом, на голени положить пузом вниз малыша и качать вперед-назад. Варьировать «с круглой спиной» / «с прямой спиной», прокачиваются все, даже самые глубокие мышцы пресса) дает массу положительных эмоций. [подробнее смотрите в материале "Какое раннее развитие действительно полезно"] . Надоело валяться – присядьте к столу, часть кухонных работ можно выполнять сидя, крохе все время подсовывайте различные по форме и тактильным свойствам предметы и куски.

Главное – не поддавайтесь искушению дать ему телефон. И берегите спину.

И вы должны хорошо понимать, что ребенок в этом возрасте НЕ МОЖЕТ оставаться один дольше, чем несколько минут. Мой опыт работы, в том числе, в детских больницах, просто вопит: не сводите с него глаз! Секунда – и он уже перевернулся, дополз до края кровати и свалился. Перевернулся, дотянулся до ваших колечек, беззаботно оставленных на тумбочке, засунул в рот, в нос, вдохнул. Перевернулся, потянул за край шторы, уронил цветок в горшке, и хорошо, если только на пол, а не себе на голову. Да, я знаю, как это утомляет. Но лежать с ним потом в больнице гораздо более затратно. И хорошая новость – это довольно быстро закончится. Плохая новость: начнутся другие проблемы. Приглашайте друзей, няню, соседку, чтобы последить за младенцем, чтобы вы могли передохнуть, но не оставляйте его одного надолго.

Хорошая идея: прыгунки, не дольше, чем 15-20 минут. Плохая идея: ходунки.

12-18 месяцев. Хочу ходить!

Самая главная ошибка, которую делают родители в этом периоде: начинают водить своего топотыжку за две ручки, потому что он очень хочет ходить, а его опорно-двигательный аппарат еще не готов. Вот тут ваша спина просто скажет вам «до свиданья, увидимся у мануального терапевта!». Рекомендации будут все те же: не поднимать наверх и не помогать ходить, чаще садиться на пол, стимулировать ползание, спокойно выдерживать вопли и требования, ваше здоровье важнее.

На приеме мама с 4летним «безудержным» мальчиком. «Безудержный» - потому что с ним никакого сладу нет, истерики, от мамы не отходит, цепляется за ноги, если все сидят перед телевизором – старается залезть маме на голову, приходит ночью раз по пять, ноет, постоянно требует внимания. Мама совершенно истощена, есть еще полуторалетняя малышка, на грудном вскармливании, в общем и целом, мама – подходящий кандидат для госпитализации в клинику неврозов.

Начинаю подробно расспрашивать о раннем младенчестве Алеши. И сразу обнаруживаю, что молодые родители пошли на поводу у свекрови, бывшей нянечки в яслях. «Мы с месяца приучали Алешу спать отдельно, в другой комнате. Свекровь сказала, так будет лучше для всех, мы будем высыпаться, он быстрей отучится от ночных кормлений». «Получилось?» - спрашиваю я. «Что вы, - вздыхает мама, - наоборот. Он кричал ночами напролет, я вставала к нему раз по пять, примерно до полугода. Потом привык, но днем стал просто невыносим, все время бдит, не отпускает меня никуда, в туалет и в душ ходим вместе ДО СИХ ПОР».

Я предложила маме проводить час перед сном в Алешиной комнате, в основном обнимаясь и ласкаясь. И укладывать его долго, не стремясь сбежать. Потому что это основная причина его плохого поведения: он все время вас караулит, чтобы не ушли, а вы все время стараетесь поскорей уйти, чтобы заняться своими делами. Не сказать, что Алёша сразу стал шелковый, все же у мальчика есть проявления СДВГ, но дело явно пошло на поправку.

Второе мое наблюдение касается новых реалий: гаджеты и соцсети. Когда я начинаю расспрашивать мам, чем им так мешает младенец на руках, оказывается, что мама-то хочет спокойно по интернету полазить, пообщаться, а малыш не дает. А в голове у мамы есть рекламная картинка, в которой довольный упитанный бутуз сидит на коврике и весело играет в свои игрушки, а красивая улыбающаяся мама занимается своими делами.

Так вот, вас обманули. Эта идиллия может длиться максимум полминуты. Потому ему становится скучно, грустно, неудобно, и он опять хочет к вам. Кроме того, даже когда мама вроде бы занимается ребенком, но в руке у неё смартфон, ребенок не получает внимания в полной мере, и начинает капризничать, стараясь переключить маму на себя. Мама злится, отсаживает его в стульчик, сует в руки какую-то надоевшую погремушку: на, играй! Ребенок повышает громкость – через пять минут мы имеем полнометражный скандал в благородном семействе.

Мне удавалось удерживать детей на коврике, в стульчике или в манеже только в одном случае: я непрерывно и очень включенно с ними общалась. Когда росли мои дети (а их было в некоторые моменты и пять человек на одних руках), соцсетей не было, а быт представлял собой довольно обременительный квест. Поэтому приходилось изворачиваться. Я готовила, вещая в режиме «в эфире Детское Радио», каждые две минуты подкладывала новый предмет, забирала старый, щекотала, совала что-то в рот, присаживалась рядом, потом шла в ванную, а младенца побуждала доползти этот метр… Фитнес такой, чтобы фигура и мышечный тонус. Стоило мне опустить попу на стул и протянуть руку к телефонной трубке - маленький обезьян немедленно заявлял, что он тоже не прочь пообщаться с тетей, да и с трубкой тоже, она такая вкусная!

Потом мы шли гулять, кто-то засыпал, кто-то нет, иногда удавалось переложить тихонько в кроватку, и тогда я получала час передышки.

К чему я это все веду. Ребенок растет, как прихотливый цветок: хорошо удобрите почву и будете регулярно поливать на начальном этапе – получите роскошную розу. Но не сразу. Иными словами,

младенец, напитавшийся вашим вниманием и уверенный в собственной безопасности, в должный момент таки станет играть самостоятельно и будет отпускать вас не только в туалет, но и в соцсети. Но это произойдет только в том случае, если он будет абсолютно, тотально, непоколебимо уверен, что вы никуда не денетесь.

А как он об этом узнает? Вот так и узнает, когда к нему подскакивают по первому писку, не дают «накричаться», носят на руках – в первые полгода. Для ребенка важно ваше присутствие рядом, ваше внимание. Но это не означает, что вы должны быть круглосуточным аниматором и транспортным средством. Представьте, что ваша спина УЖЕ повреждена, что вам нельзя таскать тяжести. Как вы выйдете из этого положения? Наверное, найдете способ обращаться с младенцем, чтобы он получал ваше тепло и заботу, но не висел на вас круглосуточно. Само по себе таскание ребенка не имеет никакого смысла, если вы при этом заняты чем-то другим. Ваше хорошее настроение и искреннее расположение к малышу принесет намного больше пользы.
14 декабря, 2016
Демина Катерина Александровна
психолог-консультант, специалист по детской психологии, работаю с приемными детьми, семьями
Образование

Московский Государственный Педагогический Институт им. Ленина, факультет русского языка и литературы.

Институт Практической Психологии и Психоанализа (ИППиП),

Базовая специализация: «психолог-консультант». Дипломная работа: «Особенности адаптации приемных детей в мультикультурных семьях».

Мастерская Ирины Млодик.

Специализация: «Детская психотерапия».

Мастерские и курсы по детской и экзистенциальной терапии.

Консультации

Очные консультации

Кабинет психолога в Митино

Приемные дни – вторник, четверг, воскресенье (по специальной договоренности)

Психологический центр на Белорусской

приемные дни: пятница

5000 рублей за 50 минут.

Дистанционные консультации по Skype

Для того, чтобы получить консультацию, необходимо связаться со мной по электронной почте. Способ оплаты обсуждается (банковский перевод, ЯндексДеньги, Paypal.

Запись на прием

Так как мое расписание очень плотное, я предлагаю вам следующий алгоритм:

  • вы пишете мне письмо, в котором излагаете суть проблемы и ваш запрос (что вы хотите получить в качестве результата нашей с вами работы);
  • я нахожу для вас время для первой встречи, мы его согласовываем;
  • мы обсуждаем способ оплаты и я высылаю вам реквизиты – номер счета, или номер ЯндексДенег, или PayPal реквизиты;
  • вы оплачиваете первый прием, после чего мы встречаемся.
Контакты
Subscribe to Сбор новостей