Сравнивай и подстрекай!

почему конкуренция - плохой воспитательный инструмент
Про детей

«Я мыла посуду и пела что-то во все горло, из «Машины времени», кажется. Зашла бабуля, забрала чистые тарелки, постояла рядом и вдруг говорит: «Не пой. У тебя голоса нет. Вот у Риточки!». И ушла. Риточка – дочка папы от первого брака, «потерянная принцесса», ее мать увезла в другую страну. И у неё все лучше, чем у меня, она умнее, красивее, поет, как оказалось, лучше, и вообще само совершенство.

Я замолчала и не пела больше никогда».

Каин и Авель

Вы помните, из-за чего весь сыр-бор загорелся? С какого перепуга Каин вдруг решил грохнуть братца? Все потому, что Отец наш небесный подношение младшенького, Авеля, принял, а старшего (наверное, угрюмого и ревнивого, как большинство старших, особенно, если разница в возрасте небольшая) отверг. Не понравился папе пластилиновый тортик Каина, вот, говорит, посмотри, у Авеля поделка из желудей и спичек гораздо креативней и веселей, да и ведет он себя лучше, всегда довольный, улыбается, насвистывает, не то, что ты – унылый завистник.

Ну Каин и рассвирепел, врезал братику, чтоб не свистел. А у земледельцев руки-то всяко помощней будут, это вам не на травке сидеть, за овечками наблюдать да на дудочке наигрывать. Потом, правда, пришлось бегать от папеньки, врать, изворачиваться, в конце концов, вообще уйти из семьи. А принял бы Владыка его дары, погладил по головке, улыбнулся бы ласково – глядишь, и история бы в другую сторону потекла.

***

Хотя все мы помним эту трагическую историю, родители всех мастей и наций (включая глав межгалактических корпораций и владельцев мышиных ферм) продолжают вот уже почти 6000 лет разыгрывать беспроигрышную комбинацию: сравнивай детей между собой, подстрекай к соревнованию, выделяй любимчиков, и они будут рвать жилы и выворачиваться наизнанку, лишь бы угодить.

Вам кажется, вы этого никогда не допускаете? Да? А кто вчера перед сном укоризненно говорил: «Смотри, твоя сестра уже умылась и легла в постель, а ты все еще бродишь. Вот ей я буду читать, а ты ложись сам». Или наоборот, в сторону старшей: «Ну уступи маленькому, тебе что, жалко? Он тебе всегда уступает, не жадничает, не то, что ты!».

Не то, что ты

С одной стороны, мы вроде бы уже приняли идею «каждый цветок прекрасен по-своему».

Но справляться с детьми так сложно и утомительно, а рычагов давления и власти у нас так мало (физические меры воздействия запретили, и что осталось?), что старая добрая конкуренция и ревность выглядят попросту меньшим злом.

Похвали старшую дочку за помощь по хозяйству, упомяни, что «ты моя помощница незаменимая, не то, что эти противные мальчишки», и готово дело! Девочка отказывается выходить замуж за одноклассника, потому что «как же я мамочку оставлю в этом свинарнике одну».

Выстраивай сыновей по степени успешности в любом, даже самом малюсеньком деле, хоть в собирании паззлов на скорость, хоть в застилании постелей - и не надо больше ничего придумывать, они просто рвут задачи друг у друга из рук. Правда, один попал в ужасно неприятную историю с азартными играми и его пришлось выкупать, а второй отказывается делать карьеру, потому что ненавидит конкуренцию, но это же будет потом, потом, когда они станут взрослыми, а сейчас – как удобно, правда?

На этом принципе – соревновательность и конкуренция – построены все успешные и эффективные экономики. Там, где нет ЧЕСТНОЙ конкуренции, наступает полная финансовая ***. Назовем это стагнацией. Зная это, родители, особенно отцы, оправдывают свои действия тем, что, дескать, готовят детей к взрослой жизни.

Но тут есть одно, причем совсем не маленькое, обстоятельство: когда мы взрослые, мы имеем выбор, вступать в конкурентные отношения с другими работниками или не вступать. В конце концов, можно найти себе такую работу, где ты вообще не будешь ни с кем пересекаться. Сидишь себе, программируешь, или строчишь на машинке полотнища, или делаешь торты на заказ. Да, на рынке, безусловно, ты конкурируешь с другими производителями, но это не так заметно. Борешься не за любовь, а за деньги. Отчасти, еще и за признание в сообществе, если оно есть. А может, и нет никакого сообщества, просто трудишься – и все.

В то время, как в семье детям приходится сражаться за жизнеобразующий ресурс: родительскую любовь.

Да, одного ребенка эти подначки подстегнут, заставят поднапрячься, приложить больше усилий, подтянуть, наконец, эту чертову математику, заодно научиться подтягиваться на турнике. Другого навсегда отвратит от любых соревнований, «все равно я лузер». Девочкам вообще больше хочется находить общее и сплачиваться вокруг интересной задачи, чем участвовать в гонках.

(Я имею в виду обычно. Не надо сейчас начинать кричать «А вот у меня по-другому!!» Я сама все детство провела в пионерских лагерях, где участвовала во всех объявленных соревнованиях. Но меня воспитывали не девочкой, а мальчиком-бойцом спецназа. Потом долго и мучительно переучивалась).

Если уж вам так хочется стимулировать детей на достижения, попробуйте ставить индивидуальные цели: выучить сложный текст к субботе. Лично тебе выучить, потому что это добавит очков в рейтинге. И получить награду. А не наперегонки с сестрой, которая и так одарена памятью и языковыми талантами сверх меры, поэтому запоминает прочитанное с одного раза. Зато она не умеет рисовать. Можно устроить конкурс рисунков – для баланса. Опять натравим детей друг на друга. Понятно же, что никакой братской любви и помощи в таких условиях не получится?

А можно вообще не устраивать никаких конкурсов в семье, а ценить и любить каждого таким, какой он есть. И управлять детьми какими-то другими методами, через интерес, например. Через понимание его собственных потребностей. Через разговоры, в конце концов.
5 февраля, 2017
Демина Катерина Александровна
психолог-консультант, специалист по детской психологии, работаю со взрослыми и детьми
Образование

Московский Государственный Педагогический Институт им. Ленина, факультет русского языка и литературы.

Институт Практической Психологии и Психоанализа (ИППиП),

Базовая специализация: «психолог-консультант». Дипломная работа: «Особенности адаптации приемных детей в мультикультурных семьях».

Мастерская Ирины Млодик.

Специализация: «Детская психотерапия».

Мастерские и курсы по детской и экзистенциальной терапии.

Курс "Терапия пограничного расстройства личности, сфокусированная на переносе",

Отто Кернберг-Фрэнк Йоманс, 2017-2018г.

Консультации

Очные консультации

Кабинет психолога в Митино

Приемные дни – вторник, четверг, воскресенье (по специальной договоренности)

Психологический центр Sunrise

приемные дни: понедельник

5000 рублей за 50 минут.

Дистанционные консультации по Skype

Для того, чтобы получить консультацию, необходимо связаться со мной по электронной почте. Способ оплаты обсуждается (банковский перевод, ЯндексДеньги, Paypal.

Запись на прием

Так как мое расписание очень плотное, я предлагаю вам следующий алгоритм:

  • вы пишете мне письмо, в котором излагаете суть проблемы и ваш запрос (что вы хотите получить в качестве результата нашей с вами работы);
  • я нахожу для вас время для первой встречи, мы его согласовываем;
  • вы оплачиваете первый прием (переводом на карту или как-то еще, обсуждаемо), после чего мы встречаемся.
Контакты
Subscribe to Сбор новостей