Когда уехал цирк

Как помочь ребенку переработать сильные эмоции
Про детей

Есть люди, для которых весь антураж праздника и народных гуляний – толпа, громкая музыка, яркие огни, выкрики ярмарочных зазывал – сигнал к получению удовольствий. Сердце начинает биться чаще, глаза распахиваются, ноги как будто сами несут тебя к веселому балаганчику, перед которым выплясывает клоун, рот наполняется слюной в предвкушении угощения. Ура! Ура! Цирк приехал!

Или все наоборот? Видишь толпу, слышишь визгливые звуки шарманки, чуешь запах непонятно-на-каком-масле жареных колбасок, мигающие огни гирлянд сразу вызывают мигрень, кожа покрывается мурашками, начинает подташнивать… А родители, или друзья, или дети продолжают тебя тянуть туда, в самую гущу веселья, подпрыгивают, уверяют, что будет здорово. Ты-то точно знаешь, что здорово не будет.

Многие дети заболевают после посещения увеселительных мероприятий, будь то цирк или театр, не столько и не только потому, что «нахватались вирусов», то есть, проконтактировали с чужой инфекцией, а просто от переизбытка впечатлений и эмоций. Они не умеют или не могут перерабатывать сильные чувства, как негативные – страх, горе, гнев, так и положительные: восторг, радостное возбуждение.

Обратите внимание, радость или печаль в этот список не входят, они гораздо слабее «по модулю», не вызывают сокрушительной реакции, не валят с ног.

С самого рождения мы можем заметить (если внимательно приглядимся), что одни малыши не очень-то обращают внимание на резкие звуки за окном, продолжают спать, хотя рядом работает телевизор и папа громко говорит по телефону, радостно включаются в хоровод Деда Мороза, хохочут, визжат от счастья и прыгают, когда смотрят салют. Мой сын был такой в детстве: преспокойно спал в своей корзинке прямо посреди праздника, рыдал, а не расстраивался, в ярости мог буквально биться об стены, орал в прямом смысле «как резаный». Холерик.

А есть другие: более впечатлительные, как будто регулятор чувствительности у них выкручен до максимума, пугливые, робкие. Могут зайтись в плаче от того, что за дверью лает собака, их трудно уложить вечером спать, потому что они переполнены дневными впечатлениями, требуют выключить мультик в определенном месте, потому что там происходит что-то грустное или страшное. Зато легко определяют ваше настроение, могут подойти и просто молча обнять, если видят, что вы загрустили, обожают делать маленькие подарочки, помнят все мельчайшие события вашей совместной жизни.

Один мой горячо любимый мальчик смотрел страшные (или смущающие его) фильмы, стоя на диване вниз головой. Так было выносимо. В особо напряженных местах он выбегал за дверь и оттуда спрашивал «бесчувственную» меня: «Кончилось?».

Вот таким детишечкам как раз и сложно на народных гуляниях. Все их органы чувств оказываются атакованы: звуки, ритмичная вибрация низких частот, толкотня и беготня вокруг, визг, взрывы хохота, запах попкорна и сахарной ваты, перед глазами все мельтешит… Есть от чего разрыдаться!

Если это не массовое мероприятие, а, например, спектакль или фильм, то тоже тяжко. Зрелище на сцене захватывает и полностью увлекает внутрь сюжета, опять же, громкость, как правило, сильно выше обычной, зал замирает и выдыхает в едином темпе. Для чувствительного эмпата или впечатлительного гипера это совершенно запредельная нагрузка.

Что можно и нужно делать

1.
  1. Оцените реалистично ценность и необходимость посещения культурно-массовых мероприятий, особенно во время «когда все»: в каникулы и выходные.
  2. Честно спросите себя: кому это нужно? Мне, чтобы не сидеть со скучающим ребенком дома? Мне, чтобы поставить галочку в списке must do хорошего родителя? Мне, потому что со мной никто никогда не ходил, а мне так хотелось?
  3. Если все ответы «да» - подготовьте плацдарм и запаситесь припасами, то бишь, выберите будний день, короткий маршрут, и, пожалуйста, не более одного мероприятия в день, а лучше бы – не более двух в месяц.
  4. Как следует изучите описание предлагаемого увеселения. Из чего будет состоять шоу? Как долго оно продлится? Есть ли в программе пугающие элементы (дикие животные, огромные надувные шары, которые кидают в зал, клоуны на ходулях, «смертельные номера» типа канатоходцев)?
  5. Всегда берите билеты с краю, у прохода, чтобы в случае чего можно было незаметно выбраться, и, если повезет, незаметно вернуться обратно. Однажды я пренебрегла этим правилом, вернее, не предусмотрела, что у зрительного ряда можно быть только один открытый конец, второй наглухо заблокирован. Ну что, весь чопорный и напомаженный партер был вынужден слушать очень-очень громкие и выразительные комментарии пятилетней девочки и шестилетнего мальчика на тему «А почему эта толстая тётя думает, что она фея? Мама, она что, правда ПОЛЕТИТ?? *глаза огромные и полные ужаса*. А почему эти балерины так громко топают? А у Дракона отвалилась пленка от шеи. Мама, мне не нравится, как музыка грохочет, пойдем отсюда. Мама, мне скучно, это не похоже на мой мультик». Как вы понимаете, затея приобщить первоклашек к великой музыкальной культуре провалилась. Почти как эта толстая фея.
  6. Продолжение предыдущего пункта: будьте готовы уйти по первому требованию ребенка. Не стоит уговаривать его «потерпеть, дальше будет интересно и тебе понравится». Может быть, он согласится послушать музыку из фойе или из-за приоткрытой двери зрительного зала. А может получит массу удовольствия, наблюдая за воробьями во дворе театра. Не давите.
  7. Учитывайте возраст и физические возможности. Дошкольник хорошо переносит примерно получасовые представления, потом его внимание рассеивается и дальше он только номинально присутствует. В хороших детских театрах это знают и делают два коротких акта вместо одного длинного.
  8. Не поите детей газировкой! Во-первых, от неё очень хочется в туалет. Во-вторых, она вызывает сильную жажду. В-третьих, мгновенный впрыск глюкозы в кровь приводит к ощутимому возбуждению, а через минут двадцать – к ощутимому чувству голода.

Это все было про «предотвратить». Теперь про «ликвидировать последствия».

  1. При первой же возможности – умыться как можно более полно. В идеале – душ сразу по возвращении домой. Но и просто подержать руки под струей воды в общественном туалете тоже сойдет. Убиваем сразу двух зайцев: смываем пыль и потенциальных вирусов и слегка успокаиваем вегетативную нервную систему.
  2. Из той же оперы: выпить стакан воды. Именно воды, а не чего-то сладкого.
  3. Идти после театра пешком по бульварам, не загружаться сразу в метро или машину, дать возбуждению превратиться из потенциальной энергии в кинетическую. То есть, попросту говоря, выбегаться. И продышаться.
  4. Старая добрая традиция наших бабушек давать с собой бутербродик в салфеточке имела под собой дополнительный смысл (кроме главного: сэкономить деньги). Перекусить длинными углеводами и белком (хлеб-сыр-масло), но не наедаться сильно, чтобы потом не тошнило. А поесть как следует лучше дома. Иначе вы рискуете получить рвоту фонтаном прямо в транспорте. Перевозбудился потому что.

Видите, спрашивали меня про эмоции, а я написала в основном про физиологию и психогигиену. Почему? Потому что маленькие и не очень маленькие дети эмоции и воспринимают, и перерабатывают телом. Все же, согласитесь, мы намного реже сталкиваемся с серьезными трагедиями, чем с долгожданными премьерами. А элементарные нормы «когда, куда и как водить деточку» почему-то перестали пропагандировать. Так что я сейчас выступаю как «СанПросветБюллетень», напоминаю очевидное:

  • - не водите никуда детей младше трех лет вообще
  • - детей дошкольного возраста – только на специально для них предназначенные мероприятия, по возможности, близко от дома
  • - старайтесь не возить на общественном транспорте малышей, особенно в дни всенародного ликования
Следите за тем, чтобы детям было чем дышать, чтобы им было не жарко. Основная причина истерик в общественных местах – именно жара и духота. Прогулка в парке с рассказыванием сказок гораздо полезнее для детей примерно до 7 лет, чем любые образовательные экскурсии с классом. А в театр сходите сами.
21 февраля, 2017
Демина Катерина Александровна
психолог-консультант, специалист по детской психологии, работаю со взрослыми и детьми
Образование

Московский Государственный Педагогический Институт им. Ленина, факультет русского языка и литературы.

Институт Практической Психологии и Психоанализа (ИППиП),

Базовая специализация: «психолог-консультант». Дипломная работа: «Особенности адаптации приемных детей в мультикультурных семьях».

Мастерская Ирины Млодик.

Специализация: «Детская психотерапия».

Мастерские и курсы по детской и экзистенциальной терапии.

Курс "Терапия пограничного расстройства личности, сфокусированная на переносе",

Отто Кернберг-Фрэнк Йоманс, 2017-2018г.

Консультации

Очные консультации

Кабинет психолога в Митино

Приемные дни – вторник, четверг, воскресенье (по специальной договоренности)

Психологический центр на Белорусской

приемные дни: понедельник

5000 рублей за 50 минут.

Дистанционные консультации по Skype

Для того, чтобы получить консультацию, необходимо связаться со мной по электронной почте. Способ оплаты обсуждается (банковский перевод, ЯндексДеньги, Paypal.

Запись на прием

Так как мое расписание очень плотное, я предлагаю вам следующий алгоритм:

  • вы пишете мне письмо, в котором излагаете суть проблемы и ваш запрос (что вы хотите получить в качестве результата нашей с вами работы);
  • я нахожу для вас время для первой встречи, мы его согласовываем;
  • вы оплачиваете первый прием (переводом на карту или как-то еще, обсуждаемо), после чего мы встречаемся.
Контакты
Subscribe to Сбор новостей