В мире много сказок...

Про детей

Наша задача как родителей – дать ребенку знания о мире, в том числе о внутреннем мире, о душе. И именно сказки в модифицированном, полупереваренном, очень символическом виде доносят эти знания детям.

Конечно, сказки нужно подбирать в соответствии с возрастом ребенка. Например, в младшей группе ребенку важно дать некоторые очень четкие правила поведения. На это работают такие сказки, как «Колобок», «Гуси-Лебеди», «Заюшкина избушка» - они так и называются «Сказки для самых маленьких». Эти сказки учат, что с чужими людьми нельзя разговаривать, из дома одному выходить не нужно.

Даже в элементарной «Сороке-вороне» сколько всего зашито! Главная мысль – бездельников не кормят и могут выгнать. А чему на самом деле учит сказка «Крошечка Хаврошечка»? Это одна из наших самых глубоких и подробных инструкций о том, как должна расти девочка.

Она о том, что в определенный момент мама сменяется мачехой – мы перестаем детку только обнимать и целовать и начинаем требовать, чтобы ребенок убирал посуду и делал уроки. Что есть работа, которую надо сделать, а есть труд для души. Это сказка о том, как быть отважной и преданной во всех смыслах, и что образ защищающей доброй матушки должен быть в душе, а в реальности мы должны защищать подросших детей от мира.

Сказка «Гуси-Лебеди» рассказывает прежде всего о том, что нужно быть вежливым человеком, нельзя оставлять других без внимания. Наши дети сегодня практически нигде не могут это узнать: часто ребята сидят дома с мамой, которая очень много времени проводит в интернете, а малыш не учится социальным коммуникациям и стандартам.

Вопросом смерти дети начинают интересоваться приблизительно в пять лет. Говорите с ними на эту тему в вашем ее понимании. Если вы православный христианин, объясняйте про рай и ад, если верите в переселение душ, рассказывайте об этом, если вы агностик, говорите, что из человека, например, вырастет дерево. Но ребенок должен знать о смерти. Хотя бы для того, чтобы проживать свою жизнь не зря. Ничто так не мотивирует к жизни, как знание того, что можешь умереть в любую секунду.

Между прочим, сказка «Крошечка-Хаврошечка» как раз символически рассказывает, что мы должны расстаться, рассоединиться с реальной матерью, чтобы стать старше и взрослее. Это через боль, но это необходимо, если девочка хочет стать взрослой девушкой и выйти замуж. Не сделав это, человек останется травмированным и инфантильным.

Сказки не травмируют - это фантазия взрослых. Детей травмируют круглосуточные новости по телевизору. Люди отказываются читать детям сказки, не замечая, что у них всегда включено радио в машине.

Ко мне на консультации часто приводят детей со страшными картинками в голове, родители говорят, что ребенок ничего подобного в жизни не видит, а потом оказывается, что он весь день сидит с бабушкой или няней, у которых включен, например, канал НТВ. Для бабушки передачи идут фоном, а ребенок все замечает и впитывает.

Сейчас есть категория родителей, которые хотят оградить детей от любого негатива. Да, от реальной угрозы нужно ограждать, но они стараются оградить от переживаний. И потом ребенок не может отличить зло от добра, потому что у него этого нет в понятийном аппарате.

Раньше было строго регламентированное религиозное общество и зло очень четко называлось дьяволом. Сегодня же разлитая в обществе агрессия не персонифицирована. Любой человек в любой момент времени может оказаться врагом.

И родители - в основном, поколение 1985-1993 годов, - сами чувствуют свою беспомощность, их никто не защищает. И все это выплескивается в ужас перед разными вещами, среди которых самое простое – это сказки.

Ребенок понимает, что это сказка, а родители пугаются так, словно это реальность, как будто у них нет разницы между реальным и воображаемым миром. Вообще-то с врачебной точки зрения это называется психоз.

Таким родителям я обычно говорю: «Добро пожаловать на психотерапию, давайте разберемся, почему вас пугает эта сказка, что вы в ней слышите». Такие инфантильные читатели часто обвиняют меня, когда пишу на глубокие сложные темы, например, соблазнение, смерть, насилие над детьми.

Это вызывает большую агрессию с их стороны: люди привыкли делать вид, что раз они этого не видят, значит, этого не существует. И в таком случае, как я уже сказала, потом возникают вопросы: кого считать злым, а кого хорошим? Поэтому сказки нужно читать обязательно. Маленьким детям полезны сказки про животных, они точно безобидны. Только важно читать настоящие сказки, а ни в коем случае не адаптации. Адаптация – это переработка взрослыми современными людьми в угоду каким-то им внутренним проблемам.

Есть много переделанных сказок братьев Гримм и Шарля Перро специально для детей. Вот это ужас. Девочки должны знать, что нельзя идти с серым волком. Иначе представим: девочка знакомится с лихим парнем на улице, он зовет ее домой послушать музыку, и она не понимает, что это значит. В исходной сказке не было никаких дровосеков, волк всех съел. И чаще всего маркером адаптированных сказок будет большое количество очень ярких картинок плохого качества.

Мальчикам очень важно читать героические сказки, например, серию про Ивана-царевича, где поднимается тема инициации и преодоления. Сказки для девочек тоже рассказывают про инициацию и преодоление, но прежде всего, про преодоление себя через мелкую каждодневную работу. Представьте, если девочка не познакомилась в детстве с этими сказками.

И вот она становится мамой, сидит в декрете дома в маленькой съемной квартире, на няню денег нет. И для нее вся жизнь становится днем сурка, а через месяц – совершенно уже невыносимой. Потому что мама не понимает, что декретный период - нормально и к нему нужно приспособиться.

Очень странно, если во время чтения сказки ребенок вдруг начинает плакать. Возникает вопрос: чем мама запугивала его до тех пор, если он так реагирует на сказки?

В нормальной ситуации ребенок, сидя на коленках у мамы и чувствуя полную свою защищенность, готов слушать любую сказку, включая Стивена Кинга. Потому что ребенок точно знает, что в этот момент он в безопасности.

Боязнь сказок может быть последствием травмы, признаком инфантильности мам, которые в свое время отказались соприкасаться с потусторонним миром, со смертью. Нас травмирует то, что мы не можем переработать. И если взрослая женщина даже не выдерживает мысли, что мама может умереть, значит, она категорически не выросла.
20 октября, 2019
Демина Катерина Александровна
Демина Катерина Александровна
психолог-консультант, специалист по детской психологии, работаю со взрослыми и детьми
Образование

Московский Государственный Педагогический Институт им. Ленина, факультет русского языка и литературы.

Институт Практической Психологии и Психоанализа (ИППиП),

Базовая специализация: «психолог-консультант». Дипломная работа: «Особенности адаптации приемных детей в мультикультурных семьях».

Мастерская Ирины Млодик.

Специализация: «Детская психотерапия».

Мастерские и курсы по детской и экзистенциальной терапии.

Курс "Терапия пограничного расстройства личности, сфокусированная на переносе",

Отто Кернберг-Фрэнк Йоманс, 2017-2018г.

Консультации

Очные консультации

Кабинет психолога в Митино

Приемные дни – вторник, четверг, воскресенье (по специальной договоренности)

Психологический центр Sunrise

приемные дни: понедельник

5000 рублей за 50 минут.

Дистанционные консультации по Skype

Для того, чтобы получить консультацию, необходимо связаться со мной по электронной почте. Способ оплаты обсуждается (банковский перевод, ЯндексДеньги, Paypal.

Запись на прием

Так как мое расписание очень плотное, я предлагаю вам следующий алгоритм:

  • вы пишете мне письмо, в котором излагаете суть проблемы и ваш запрос (что вы хотите получить в качестве результата нашей с вами работы);
  • я нахожу для вас время для первой встречи, мы его согласовываем;
  • вы оплачиваете первый прием (переводом на карту или как-то еще, обсуждаемо), после чего мы встречаемся.
Контакты
Subscribe to Сбор новостей