Несадовский ребенок

Про детей

У этого «явления» есть две стороны, две причины: не попали в садик и не получается ходить. Но в результате у вас – «несадовский ребенок». Некоторые произносят эти слова с гордостью, другие с сожалением, педагоги и психологи сулят множеств проблем, сами дети в большинстве счастливо бездельничают дома. Приглядимся внимательнее: что за чудо такое?

«Мест нет!»

Может быть, в России и демографический кризис, но в Москве налицо бэби-бум, и, как следствие, огромный дефицит мест в детских садах. Записываться приходится сразу после рождения ребенка, а если вы живете в одном месте, а прописаны в другом — как быть? А в старых районах многие садики переданы коммерческим структурам, закрыты или перепрофилированы. Вот и получается, что ваш ребенок стал «домашним». Какие есть варианты решения этой весьма серьезной проблемы? Рассмотрим несколько.

Вариант первый

Маме не нужно выходить на работу, она вполне довольна своим положением и с удовольствием занимается деткой. Тогда можно посоветовать водить ребенка на занятия рисованием-музыкой-танцами, в театральную студию и бассейн. Умышленно не называю разнообразные «развивалки», где детей с трех лет начинают учить читать и считать, поскольку пребываю в твердой уверенности, что дело это никакой пользы, окромя вреда, не приносит. Наши дети испытывают сильную нехватку «правополушарных» занятий, то есть таких, где задействована интуиция и стимулируются творческие задатки. А им тренируют логику и анализ, что совершенно не по возрасту. Но это так, к слову пришлось.

Единственный недостаток вышеперечисленных занятий заключается в том, что они сильно структурированы по времени, дети в это время занимаются, а в саду у них всегда есть возможность просто поиграть. Поэтому крайне важно, чтобы у вашего домоседа были друзья, не обязательно сверстники, но все-таки — дети, с которыми можно будет играть в «дочки-матери», «человека-паука» и Лего. Иначе вы рискуете получить первоклассника, шарахающегося от толпы детей.

Кстати, вы знаете, что самые лучшие партнеры по играм для трех-шести летних детей — это восьми-десятилетки. Им ещё интересно, но они уже понимают разницу в возрасте и ведут себя более сознательно. Взрослые менее подходят: они слишком заботятся, слишком снисходительны, позволяют жульничать, или наоборот — им скучно, они не хотят в сотый раз играть в одно и то же.

Основная опасность для несадовских детишек заключается в социальной изоляции — отсутствии контактов со сверстниками. Вот с этим и боритесь.

Вариант второй

Маме нужно выходить на работу, а няня семье не по карману. Именно такая ситуация сложилась в семье моих близких друзей. Малыша все же запихнули всеми правдами и неправдами в ясли, он заболел бронхитом, не проходив и месяца. И мама стала искать альтернативу. Так как район, в котором они живут, что называется «спальный», молодых мам с маленькими детьми имеется в избытке, а вот с нянями и детскими садами — беда. Тогда они решили объединиться: пять семей договорились, и сидят с детками по очереди, на дому. У двух из пяти семей оказались отдельные квартиры, без бабушек, так что неделю вся орава квартируется у одних, а неделю — у других. Готовит на всех та мама, которая сегодня дежурная (все мамы устроились на работу на 0,8 ставки, с одним выходным в середине недели), днем дети спят, два раза в день гуляют, с ними проводят все занятия, полагающиеся по возрасту: рисование, лепка, развитие речи. Даже учительница французского и музыки к ним ходит. Дети почти не болеют, очень дружат.

Конечно, этот метод гораздо более затратный для родителей, чем просто довести ребенка до садика и вечером забрать. Затратный по усилиям, но очень выгодный по результату, да и по деньгам тоже. Основное преимущество — дети общаются, очень быстро адаптируются, и режим гораздо более индивидуальный, чем может предложить даже самый дорогой частный сад. Если кто-то не хочет, допустим, слушать сказку, у него всегда есть выбор: тихо поиграть в углу в кубики, или громко попрыгать в соседней комнате на батуте. Если кто-то не спит днем, это тоже не проблема: иди себе на кухню и делай аппликацию, только другим не мешай.

Режим питания тоже соблюдается более строго, и, одновременно — более гибко. Строго в случае аллергии: никто не подсунет ребенку шоколадку по случаю дня рождения, а гибко тоже возможно, никакого тебе «ешь, что дают». Часто дети участвуют в приготовлении пищи, что решает все вопросы с «буду-не буду».

Иногда в такой мини-садик нанимают няню вскладчину. Но няня должна быть высоким профессионалом, вариант «просто посидеть с ребенком» с группой из пяти-шести человек не проходит.

Вариант третий

Ребенок не хочет/не может ходить в сад. Это самый тяжелый случай. Потому что прежде, чем вы признаете свое полное поражение, обычно и вы и ребенок успеваете дойти до нервного истощения. Ежедневные истерики, «три дня ходим — три недели болеем», ваше ощущение, что все идет не так, как должно бы — понятно, что надо искать другие пути.

Иногда ребенок не хочет оставаться в детском саду, отвечая на невысказанную просьбу мамы: «Останься со мной!». Как ни удивительно это прозвучит, но именно мама может бояться садика, поскольку в её детстве эти посещения были слишком травматичны, или она не знает, чем будет заниматься в отсутствие ребенка.

В одну группу с моей младшей дочерью ходит девочка, очень развитая, крупная, спокойная на вид. Но ежеутренние расставания с мамой — это спектакль на любителя. Тоня рыдает, цепляется за ноги, просит, чтобы мама посидела в коридорчике и посмотрела на неё. Плюс ко всему, забирают её после обеда, потому что она не может спать днем. Я как-то выходила из здания вместе с её мамой, и мы разговорились. Мама пожаловалась на ежедневные скандалы. Я сказала, что как только мама исчезает из поля зрения, Тоня немедленно успокаивается и идет играть. Поэтому почему бы не оставлять её в саду до вечера? «А что же я-то буду делать целый день?» - удивилась её мама. То есть ребенок обслуживает мамин запрос на заполнение свободного времени. Как только мама устроилась на полдня на работу — все проблемы с приходом в сад исчезли, оказалось, что дочке очень даже нравится в групе, и занятия интересные, и балет — любимый, и игрушек много.

Пожалуй, это главная причина, по которой ребенок «не может адаптироваться к саду»: у родителей есть альтернатива, они могут каждый день решать — отправлять чадо в садик, или нет. Но, сразу оговорюсь: если абсолютно точно исключена невропатология. Крайне тяжелое протекание периода адаптации (с ежедневными длительными истериками, со рвотой или отказом от еды, с ночными кошмарами или заиканием) может сигнализировать о разнообразных нарушениях нервной системы и психики, вплоть до манифестации синдрома раннего детского аутизма и шизофрении. Поэтому если вам кажется, что проблема затянулась, если ребенок и вы переживаете слишком остро и глубоко — обратитесь к специалисту. Хороший врач-невропатолог не пропустит тревожные симптомы, а если все нормально — назначит легкие успокоительные препараты и вами малышу. Психолог может помочь вам отделить собственные тяжелые воспоминания детства от реальных проблем сегодняшнего дня, разделит вашу тревогу, разъяснит некоторые моменты в возрастном развитии ребенка.

6 августа, 2008
Демина Катерина Александровна
психолог-консультант, специалист по детской психологии, работаю со взрослыми и детьми
Образование

Московский Государственный Педагогический Институт им. Ленина, факультет русского языка и литературы.

Институт Практической Психологии и Психоанализа (ИППиП),

Базовая специализация: «психолог-консультант». Дипломная работа: «Особенности адаптации приемных детей в мультикультурных семьях».

Мастерская Ирины Млодик.

Специализация: «Детская психотерапия».

Мастерские и курсы по детской и экзистенциальной терапии.

Курс "Терапия пограничного расстройства личности, сфокусированная на переносе",

Отто Кернберг-Фрэнк Йоманс, 2017-2018г.

Консультации

Очные консультации

Кабинет психолога в Митино

Приемные дни – вторник, четверг, воскресенье (по специальной договоренности)

Психологический центр Sunrise

приемные дни: понедельник

5000 рублей за 50 минут.

Дистанционные консультации по Skype

Для того, чтобы получить консультацию, необходимо связаться со мной по электронной почте. Способ оплаты обсуждается (банковский перевод, ЯндексДеньги, Paypal.

Запись на прием

Так как мое расписание очень плотное, я предлагаю вам следующий алгоритм:

  • вы пишете мне письмо, в котором излагаете суть проблемы и ваш запрос (что вы хотите получить в качестве результата нашей с вами работы);
  • я нахожу для вас время для первой встречи, мы его согласовываем;
  • вы оплачиваете первый прием (переводом на карту или как-то еще, обсуждаемо), после чего мы встречаемся.
Контакты
Subscribe to Сбор новостей