Профориентация подростков

Куда пойти учиться? И зачем?
Про подростков

В это время года в моем кабинете начинают появляться родители школьников выпускных классов, с запросом на профориентацию. Обычный расклад: «Вроде как способный, но ни к чему конкретному душа не лежит, интересов нет. Куда поступать-то?»

Нормальный выпускник бывает двух видов: первый с детства знает, чего хочет, читает много литературы, или занимается в профильных кружках, учится в профильном классе, и к 11 классу… вдруг понимает, что ему все надоело, и он вообще не хочет никуда поступать.

Второй ничем особенно не увлекается, его интересы во много зависят от того, что сейчас модно и актуально в его кругу, школьные учителя достали до печенок и мысль, что придется еще пять лет просиживать штаны, учась непонятно чему, не вызывает энтузиазма. Но впереди маячит пугало в армейском камуфляже, приходится делать хоть какой-то выбор.

И тем, и этим действительно нужна помощь и консультация. Что происходит с нашими детьми, почему они никуда не стремятся?

По-хорошему, так их надо на работу лет с 15, и женить всех для этого созревших. Потому что ни на что другое они по причине гормональной бури просто не годятся. Но мы же живем в цивилизованной, практически европейской стране. Поэтому нам придется сначала «поступать» деточек в ВУЗ, а потом еще и надеяться, что чадо дозреет до самообеспечения и работы по специальности. Может быть. А может быть, и нет.

Подростковая депрессия, в полный рост

Владику 17 лет, для своего возраста выглядит излишне молодо, и ведет себя как-то по-детски: явно меня стесняется, на вопросы отвечает односложно, перед каждым ответом коротко взглядывает на маму. Но ощущения, что они с мамой слиты в единой целое (как бывает), не возникает. Просто зажатый и робкий мальчик. Я почему-то обращаюсь к нему на «ты», хотя обычно с подростками перехожу на «вы». Он не кажется молодым человеком, я бы дала ему на вид лет 14.

Оканчивает школу в этом году, учится очень средне, редко-редко четверки, в основном – тройки, двоек нет только потому, что мама контролирует учебный процесс. В общем и целом, впечатление от него - как будто обесточенный, батарейки вставить забыли. Слегка оживляется, когда говорит о строительстве беседки на даче, но ненадолго, снова потухший взгляд в пол, односложные ответы.

Кроме всего прочего, у мальчика куча соматических болячек: от астмы и гастрита до проблем с почками, позвоночником.

Хочется то ли взять его на руки и покачать, то ли «придавить из жалости». Хотя нет, агрессии он не вызывает, совсем. Скорее, какое-то беспросветное уныние. Безнадежность. Тоска.

Вот, кажется, поймала. Тоска. Депрессия. Очень похоже на то.

Начинаю расспрашивать маму, как настроение, сколько спит, как ест, гуляет ли. Спит много, 14-16 часов в день, ест не очень, предпочитает сладкое и мучное (при этом худой, по нижней границе нормы). Не гуляет вообще. Друзей нет, девушки нет. Ничего не хочет.

Похоже, я угадала. Подростковая депрессия. Надо бы к психоневрологу обратиться, пусть антидепрессант, что ли, выпишет какой, сам он не вылезет.

Но нет. Мама против, и мальчик тоже. Давайте, вы его лучше протестируете и скажете, куда поступать.

Ох, ну хорошо, клиент всегда прав, будем работать по запросу, даже если запрос не отвечает реальным потребностям пострадавшего. Я же не врач, чтобы стращать будущей инвалидностью. А на самом деле, все к тому и идет.

Краткий отборочный тест, выясняем уровень интеллекта. Жуть. Раз он доучился до 11 класса обычной школы, понятно, что мальчишка нормальный, но он показывает результаты ниже самой низкой границы. Как у 10-летки. Я сижу в этой же комнате и вижу, как он делает задания. Медленно-медленно, вязко, читает чуть ли не по слогам, перечитывает по нескольку раз одно и то же и все равно «не въезжает». Практически слышно, с каким ржавым скрипом проворачиваются шестеренки у него в мозгу. Бедолага. Тоже очко в пользу версии «депрессия»: сильно замедленные мыслительные процессы, голова как будто ватой забита, это все пациенты отмечают.

Смотрю тест. Худо-бедно он справился с заданиями на пространственную ориентацию, простейшую арифметику, самую примитивную логику. Но все, что касается восприятия текста, общего культурного уровня, чуть более сложных задач – по нулям.

Делаем тест «Выбери область деятельности». Выбирает «человек-машина», на втором месте «человек-человек», но как его, замкнутого и робкого молчуна, отправлять в отдел продаж или на любой сервис – я не представляю.

Осторожно пробую еще расспросить. А вот вспомни, где тебе было очень хорошо? Чем ты вообще любишь заниматься? Ответ неожиданный: пионерский лагерь. Я крайне удивлена. А Владик продолжает (причем глаза у него оказываются блестящие и большие, и даже красивые, серые): я был шефом у малышей, учил их делать модели самолетов и воздушных змеев.

Владик даже руками начал размахивать, показывает, какие классные были змеи, он воодушевлен, расхаживает по кабинету, порывается начертить схему.

Угу, понятно. Вот он, ресурс. Учить детей что-то делать руками.

А что, это очень хороший вариант, говорю я владиковой маме. Учитель труда или мастер в колледже. Да, подхватывает мама, руки у него золотые, все, что хочешь, починит, может по несколько дней в гараже сидеть. И детей любит, с племянниками всегда гуляет, когда они в гости приезжают.

Я уже готова вздохнуть с облегчением: ура, мы нашли выход, мальчик явно заинтересовался, да и конкурс в педагогический институт на факультет «Технологии» ему вполне по силам.

Тут мама вздыхает и говорит, что, на её взгляд, это вообще не профессия. И денег никаких, и престижа ноль. И лучше она напряжется, но устроит мальчика в какой-нибудь платный вуз на факультет менеджмента или экономики.

Владик сдувается, как шарик Иа-Иа. Он садится обратно в кресло, голова повисает между опущенных плеч, кисти рук вяло лежат на коленях. Глаза потухли, на лице снова появляется выражение «что воля, что неволя».

Тоска.

Мальчик поступил туда, куда хотела мама, весеннюю сессию завалил, год пролежал на диване в тяжелейшей депрессии, сейчас работает в школе лаборантом, на ставке то ли 2, то ли 3 тысячи рублей.

Второй вариант: чего-то хочется, а кого – не знаю

Это больше про девочек, у них обычно фантазия до небес.

Приходит ко мне такая красавица-русалка: вся состоит из глаз и длинных волос. Единственное отличие от русалок – глаза приделаны к длинным-предлинным ногам. 15 лет, «предки» козлы, никто не понимает мятущуюся душу. Отчима ненавижу, младшую сестру ненавижу, с матерью собачусь, они мешают мне жить, не дают всю ночь до утра чатиться, а днем загоняют в школу.

В школе все тоже козлы, единственная отдушина – театральная студия, где барышня репетирует мюзикл на иностранном языке.

Смотреть на неё страшно и щекотно, такая она тоненькая и во все стороны ломается. Много экзальтации в голосе, преувеличенные жесты, вскрикивания и бурные слезы. А первоначальный запрос, как вы помните, все тот же: профориентация.

Тут ситуация, по сравнению с предыдущей, обратная: Ксюша успевает все, везде, ей интересно все, круглая почти отличница, в списке возможных специальностей фигурирует на первом месте, естественно, театральный, потом МГИМО, потом лингвистика. Но у мамы совсем другие приоритеты: что-нибудь про компьютеры (потому что сама математик, сможет помочь), что-нибудь про экономику (там папа на высокой должности), в крайнем случае – бухгалтерский учет (потому что можно начинать работать прямо с первого курса).

Вот про эту возможность работать мама говорит жарко и страстно. Такое впечатление, что от потенциальных заработков Ксюхи зависит, будет или нет семья голодать. Напоминаю вскользь, что по закону родители обязаны содержать детей до совершеннолетия, а если дети учатся на дневном очном отделении вуза – вплоть до его окончания. Но Ксюшина мама настаивает. Девочка должна себя содержать как можно раньше. Зачем – непонятно, похоже, это какие-то мамины проблемы. У неё есть свой собственный, как она говорит, опыт: пришлось выйти замуж, чтобы уехать от родителей. Поэтому лучше, чтобы у девушки была в руках профессия, которая кормит. Чтобы не зависеть от мужа. На следующий прием приходит папа (который с мамой в разводе уже 10 лет). У папы тоже свой собственный опыт: в 16 лет ушел из дома, работал, учился, всего добился сам. Знакомая песня, заслуживает всяческого уважения, но одно дело – здоровенный парень (видно, что здоровенный был, и ведет себя очень напористо, почти агрессивно), и совсем другое – нежная, хрупкая девочка 15 лет.

На наше счастье, мама ребенка оказалась в меру психологизирована и согласилась на терапевтическую работу с Ксюшей. В основном, чтобы снять остроту конфликта между всеми членами семьи. И оказалось, что когда Ксюша почувствовала себя более уверенно, поняла, что её слышат и с её мнением считаются, она перестала сопротивляться и протестовать и отлично справилась с поставленной задачей: хорошо сдала ЕГЭ и легко поступила на лингвистический факультет очень сильного вуза. Абсолютно всем довольна, от депрессии не осталось и следа, хорошо учится и продолжает играть в театральной студии.

Отношения в семье тоже наладились.

Мораль:

1.

Ориентируя ребенка на ту или иную специальность, в первую, вторую и все остальные очереди смотрите на его склонности и способности. Никакой человек не будет успешен в том, что ему неинтересно, или не по силам, или навязали извне. Кроме того, профессия, которая сейчас считается престижной и востребованной, через 5 лет может оказаться на последнем месте в рейтинге.

2.

В подростковом возрасте происходит тяжелая физическая перестройка всего организма. (Это вы все знаете, не буду углубляться). Одно из следствий этого процесса – депрессия, постоянное плохое настроение и самочувствие, снижение когнитивных способностей. Ребенок становится вялым, плаксивым, капризным, реально не можетТ учиться. Лучше проконсультироваться со специалистом и начать лечить болезнь, чем взывать к совести, пугать армией и вводить дисциплинарные меры.

3.

Ребенок родился не для того, чтобы воплощать ваши мечты и реализовывать ваши амбиции. Если вы сами окончили/ не окончили/ хотели, но не смогли (дальше подставьте название любого учебного заведения), это не значит, что ребенок должен сделать это за вас. Я знаю случаи, когда родители доводили детей до язвы желудка, истерик и серьезных проблем со здоровьем только потому, что чадо хотело учиться в Педагогическом Университете, а папа требовал только МГУ. Или только Физтех.

4.

На самом деле, в нашей стране выбор вуза вообще ни на что не влияет. Диплом ВШЭ – вовсе не гарантия трудоустройства в крупную международную компанию. Везде и всюду и всегда будут цениться: быстрые мозги; крепкое здоровье; легкий характер. Все. Остальному он научится, не отходя от станка.

1 февраля, 2011
Демина Катерина Александровна
психолог-консультант, специалист по детской психологии, работаю со взрослыми и детьми
Образование

Московский Государственный Педагогический Институт им. Ленина, факультет русского языка и литературы.

Институт Практической Психологии и Психоанализа (ИППиП),

Базовая специализация: «психолог-консультант». Дипломная работа: «Особенности адаптации приемных детей в мультикультурных семьях».

Мастерская Ирины Млодик.

Специализация: «Детская психотерапия».

Мастерские и курсы по детской и экзистенциальной терапии.

Курс "Терапия пограничного расстройства личности, сфокусированная на переносе",

Отто Кернберг-Фрэнк Йоманс, 2017-2018г.

Консультации

Очные консультации

Кабинет психолога в Митино

Приемные дни – вторник, четверг, воскресенье (по специальной договоренности)

Психологический центр Sunrise

приемные дни: понедельник

5000 рублей за 50 минут.

Дистанционные консультации по Skype

Для того, чтобы получить консультацию, необходимо связаться со мной по электронной почте. Способ оплаты обсуждается (банковский перевод, ЯндексДеньги, Paypal.

Запись на прием

Так как мое расписание очень плотное, я предлагаю вам следующий алгоритм:

  • вы пишете мне письмо, в котором излагаете суть проблемы и ваш запрос (что вы хотите получить в качестве результата нашей с вами работы);
  • я нахожу для вас время для первой встречи, мы его согласовываем;
  • вы оплачиваете первый прием (переводом на карту или как-то еще, обсуждаемо), после чего мы встречаемся.
Контакты
Subscribe to Сбор новостей