Возраст любви

Про детей

Что имею в виду люди, когда говорят «Я его/её люблю!»? Про взрослых вроде бы все понятно. Миллионы слов написаны, миллионы метров кинопленки сняты на эту тему, песни поют и танцы пляшут.

А вот наши дети? Как идея любви появляется в их маленьких головах, растет и развивается, и приобретает характер стихийного бедствия к подростковому возрасту?

Дошкольники. Еще не любовь, но уже семья

Где-то около трех лет наши малыши начинают выражать свои чувства словами. До этого момента они в основном действуют: больно бьют или крайне доброжелательно предлагают обслюнявленную половинку печенья. (Это еще если повезет. Мне тут одна полуторагодовалая красотка предложила…вытащенного изо рта майского жука. Исключительно в целях налаживания контакта и добрососедских отношений.) А вот в младшей группе детского сада уже вовсю цветут матримониальные настроения:

– Мамочка, мне Даник сделал сегодня предложение. Мы поженились и у нас родились дети. А Сонька ужасно ревновала, плакала. Даник на ней женился тоже, и мы помирились.

Многие мальчики вспоминают потом момент «удара молнии»: вошла ОНА, и мир осветился, время остановилось, все остальные люди куда-то пропали, и осталось только бухающее сердце. Я тоже помню свою первую любовь и всех своих тогдашних «детей» по именам. Ребенку в этот момент может быть четыре-пять лет, возраст романтической любви, так называемый эдипальный период.

После того, как младенец сначала обнаружит себя в мире (от нуля до полутора лет), потом других людей и себя отдельно (от полутора до трех лет), наступает время отношений. Малыш просто обожает родителя противоположного пола, говорит ему комплименты, обещает жениться, а с родителем своего пола начинает конкурировать и ссориться.

Трехлетняя Аля, наблюдая в окно соседскую свадьбу:

– Вырасту, надену на голову занавесочку белую и буду с папой танцУничать.

В это время крайне важно поддержать нежные чувства влюбленного человека, но, в то же время, развернуть энергию его либидо (влечения к жизни по Фрейду) в сторону сверстников.

– Да, дорогой, я тоже очень тебя люблю, но я замужем за папой. Когда ты вырастешь, ты тоже найдешь себе любимую девушку и женишься на ней.

Моего сына, например, чрезвычайно утешало обещание его собственной, отдельной, только ему принадлежащей девушки. Которой не придется делиться.

Девочкам немного сложнее, потому что им надо одновременно идентифицироваться с матерью (принять свою женственность) и отделиться от неё. Поэтому призываю вас, мамы: будьте внимательны со словами в адрес своих дочерей. Я слушала много раз на приемах, как буквально одна уничижительная фраза, брошенная в сердцах, создавала девочке проблемы с самооценкой на многие годы.

- С твоей фигурой лучше юбку не носить, – вроде бы заботливо говорит мама… И девочка всю жизнь ходит в штанах. Но это так, к слову пришлось.

Так вот, в дошкольном возрасте дети увлеченно играют в семью. Их волнуют бытовые аспекты, прогулки с коляской, приготовление ужина, ссоры, возможно, драки. Они ходят парами «в гости», приглашают на свадьбу, обожают венчаться.

У нас в группе обнаружился выраженный дефицит мальчиков: соотношение 1:2, из имеющихся 7 представителей мужеска пола один писается, один не разговаривает вообще, один мелкий до невозможности, двое все время ревут и хотят к маме.

Так что кареглазый крепыш Тихон оказался в положении падишаха. Или петуха в курятнике. Повышенная плотность невест на единицу площади привела к тому, что девчонки «активно детородного возраста» стали ходить в сад только и исключительно в бальных платьях. Моя дочь была выбрана королевой бала и парила. Королевская чета правила мудро и милостиво, подданные процветали, наступил на Земле мир и в человецех благоволение.

Пока королеву не срубил злой вирус.

На борьбу с вирусом ушли три недели, а вернувшись, Лизка обнаружила, что её место рядом с Королем занято разлучницей: другой Лизаветой. (Надо сказать, что 2004 год оказался очень урожайным на Лиз, в нашей группе их было шесть). Отвергнутая и униженная, моя дочь рыдала в раздевалке, Тихон ходил у неё за спиной, что-то бубнил, а из спальни ему коварно улыбалась Лиза Т., что делала извинения абсолютно неубедительными. В конце концов, она его простила, но мужчина уже распробовал прелесть вольной жизни и за год успел постоять в паре со всеми девочками, кто соглашался.

Ну, узнаете сюжет большинства сериалов? Малыши 3–7 лет живут в мире мифов, волшебных сказок и архетипов. То, во что потом будут верить взрослые тетеньки, совершенно реально для них здесь-и-сейчас. Возвышенный и очень романтичный возраст.

Секс для них существует только на словах, причем довольно глупых и грязных, поскольку никто толком не понимает, что это означает. Добавьте сюда традиционную непонятную стыдливость педагогов, абсолютное отсутствие информации, доступной для понимания дошкольника в телевизоре, битье по губам за неудобные вопросы…Как будто не все мы появились на свет в результате смешных и странных телодвижений наших родителей!

Самая лучшая книжка на тему секса, адаптированная для восприятия маленьких детей, называется «Как я появился на свет», автор Катерина Януш, рисунки Мерви Линдман.

Очень бережно, деликатно и с юмором детям рассказывают историю встречи, романтической любви, свадьбы и сексуальных отношений родителей маленького героя книги. С живыми, но определенно схематичными иллюстрациями. С одной стороны, авторы полностью раскрывают (или закрывают) тему. С другой стороны, все делается максимально точно и аккуратно в смысле терминов и наименований. Очень рекомендую.

Моя младшая дочь притащила книжку в сад, когда ей было пять лет. Самый пик интереса к вопросам размножения, «мам, а откуда я взялся?», «А что, папа тоже помещался у бабушки в животике? А как он туда залез?». Пожилая и очень трепетная воспитательница наотрез отказалась читать. Я все понимаю, сказала мне она, вы психолог, у вас и дети другие, но я эти слова даже выговорить не смогу.

Зато я смогу, заявила её напарница, лет на 20 моложе.

И она с удовольствием прочла детям всю книжку после дневного сна, и показала и объяснила картинки.

После чего мы имели дома такую речь:

– У девочек в животе такие клеточки, когда папа дает маме семечко, из него вырастает ребенок. Поняла, мама?

Поняла, ага, а как же. Процесс собственно «засевания» их, очевидно, не впечатлил.

Все дети делают это

Вопрос деликатный до такой степени, что невозможно говорить вслух. Хотя звонят и пишут мне обеспокоенные родители регулярно. Как минимум раз в месяц раздается звонок, и мама, взрослая женщина, запинаясь, мыча и помогая себе руками, пытается объяснить, что у них «это». Страшное «это», которое нельзя даже назвать. Оно. Она. Онанизм. Что делать? – восклицают ужасно напуганные мамы (папы почему-то не участвуют в процессе перевоспитания). – Это же ужасно! У неё что – психологические проблемы? Мы его мало любим? Не уделяем достаточно внимания? А вдруг у него начнутся припадки?!

Давайте честно признаемся: вид пыхтящего, покрасневшего, взмокшего малыша, который смотрит стеклянным взглядом сквозь предметы, а потом разом обмякает и как будто засыпает ненадолго – не самое приятное в мире зрелище. Потому что мы думаем, что это как-то связано с сексом. А секс и дети – вещи несовместимые, биологический запрет на инцест (сексуальные отношения с собственными детьми) заложен в нас миллионы лет назад, гораздо раньше, чем появилась любая религия, цивилизация и культура.

Запрет же на собственно мастурбацию был описан в Ветхом Завете; об этом постоянно напоминают в церкви любой конфессии, да мы же сами еще помним, как в садике нас укладывали спать с обязательным «ручки под щечку»! а все из-за чего?

Во-первых, долгое время считалось, что онанизм приводит к слабоумию и сумасшествию. Суеверие это произошло от того прискорбного обстоятельства, что умственно-отсталые подростки и взрослые, содержавшиеся в сумасшедших домах, онанировали постоянно и прилюдно. Причину перепутали со следствием. Во-вторых, если вспомнить, что в СССР секса вообще не было, а была только любовь и дружба, то становится понятно, какой ужас вызывала сама возможность: дети обнаружат, что у них есть половые органы и станут ими пользоваться!

Пишу, и сама ловлю себя на том, насколько мне трудно говорить об этом. Ладно, попробую в жанре «советы врача»:

  1. Примерно около двух лет дети обнаруживают, что если проделывать ритмичные и стимулирующие движения в области половых органов, то возникает восхитительное и очень приятное ощущение, которое потом разливается по всему телу. И начинают практиковать это удовольствие в любом месте, где получится. У них нет еще ни морали, ни стыда, они НЕ ЗНАЮТ, чем мастурбация отличается от ковыряния в носу. Все дополнительные смыслы вносят потом взрослые.
  2. Пик мастурбирования приходится примерно на три-три с половиной года, к четырем годам обычно дети уже хорошо знают о правилах приличия и научаются прятаться.
  3. Если ребенок мастурбирует, это НЕ означает, что он несчастлив, заброшен, у него невроз или он сексуально озабочен. Он просто научился получать удовольствие с помощью своего тела.
  4. Все что надо делать родителям – не делать из мухи слона, не акцентировать внимание ребенка, а последовательно и четко внушать ему мысль, что мастурбация – процесс интимный, сродни посещению туалета, и делать это на людях – неприлично.

И все. Никакой дополнительной воспитательной работы, никаких объяснений, ни, тем более, угроз и наказаний. Он не совершает ничего противозаконного, всего лишь не совсем приличный акт, мы же не пукаем в столовой, вот и ты не должен теребить свою письку за столом.

Я сталкивалась с действительно тяжелыми случаями неврозов, развившимися в результате слежки, контроля за руками и физическими наказаниями детей за мастурбацию. Это ужасно. Это самое настоящее насилие на сексуальной почве. Все равно, никто не может это остановить или прекратить по собственной воле. Разве что ценой полного отказа от своего тела.

Кстати, если ребенок все же продолжает мастурбировать прилюдно после четырех лет, это может быть сигналом неблагополучного развития психики. Но не раньше. Не в два года.

19 июля, 2012
Демина Катерина Александровна
Демина Катерина Александровна
психолог-консультант, специалист по детской психологии, работаю со взрослыми и детьми
Образование

Московский Государственный Педагогический Институт им. Ленина, факультет русского языка и литературы.

Институт Практической Психологии и Психоанализа (ИППиП),

Базовая специализация: «психолог-консультант». Дипломная работа: «Особенности адаптации приемных детей в мультикультурных семьях».

Мастерская Ирины Млодик.

Специализация: «Детская психотерапия».

Мастерские и курсы по детской и экзистенциальной терапии.

Консультации

Очные консультации

Кабинет психолога в Митино

Приемные дни – вторник, четверг, воскресенье (по специальной договоренности)

Психологический центр на Белорусской

приемные дни: пятница

5000 рублей за 50 минут.

Дистанционные консультации по Skype

Для того, чтобы получить консультацию, необходимо связаться со мной по электронной почте. Способ оплаты обсуждается (банковский перевод, ЯндексДеньги, Paypal.

Запись на прием

Так как мое расписание очень плотное, я предлагаю вам следующий алгоритм:

  • вы пишете мне письмо, в котором излагаете суть проблемы и ваш запрос (что вы хотите получить в качестве результата нашей с вами работы);
  • я нахожу для вас время для первой встречи, мы его согласовываем;
  • вы оплачиваете первый прием (переводом на карту или как-то еще, обсуждаемо), после чего мы встречаемся.
Контакты
Subscribe to Сбор новостей