Рекомендации по первой встрече с ребенком

Знакомство с ребенком в детском доме – как не наделать ошибок
Про детей

Как организовать первую встречу?

Мне кажется, здесь, прежде всего, важен возраст ребенка. Понятно, что если вы едете к младенчику, то практически ничего специального делать не нужно. Единственно, постарайтесь не пользоваться духами и не надевать яркую одежду, украшения: маленькие дети непривычны к сильным стимулам и могут испугаться. Одеться вообще как можно проще. Чтобы можно было валяться по полу, не бояться грязных ботинок, брать ребенка на руки во время прогулки.

До трех лет ребенок – это практически звереныш, биологическое, а не социальное существо. Он будет реагировать на ваше физическое состояние: как вы дышите (и дышите ли вообще, потому что тревога – это возбуждение минус кислород), как вы двигаетесь, голос. Поэтому имеет смысл и общаться с ребенком, как с животным: медленно, спокойно, без резких движений. Подробно с методикой можно ознакомиться вот здесь: Как я была плюшевым мишкой

Имеет значение ваш внутренний настрой, ваше состояние. В статье «Как я была плюшевым мишкой» я не стала описывать один момент. Мама не могла контактировать с девочкой (и, соответственно, девочка с мамой) потому, что чувствовала сильную тревогу. Слишком ответственная, слишком энергичная женщина, привыкшая распоряжаться и решать, юрист по профессии и складу характера, для неё невыносима ситуация беспомощности и неопределенности, в которой она оказалась.

Чтобы снять страшную тревогу и зажатость у матери я проводила отдельную с ней работу, медитацию, чтобы она расслабилась и выдохнула. И только после этого девочка пошла к ней.

Как расслабиться?

Я использую медитации и проективные техники: порисовать себя и ребенка, много, каждый день, по-разному. Тревогу нужно проговаривать, прорисовывать, лепить, играть в свой страх.

А многие боятся говорить, чтобы не спугнуть. Только нужно найти себе хорошего собеседника, достаточно нейтрального, который не будет уговаривать, не будет утешать, советовать, а будет просто слушать и поддакивать, угукать и поддерживать: «У тебя все получится». Перебирать крупу (спасибо Юлии Рублевой за идею).

Единственно, что я не рекомендую – таблетки.

Если совсем прям колотит – просите о помощи, идите к специалисту.

Можно взять маленькую игрушечку, куклу на палец, крутить бумажную поделку типа кораблика. Маленькие мягкие игрушки лучше, чем большие и дорогие. Одну легче оставить, она будет связана с вами. Заниматься какой-нибудь ерундой, всячески отвлекая внимание.

Тогда наступает контакт.

Дети постарше начинают задавать вопросы, в т.ч. очень странные. Самая главная рекомендация: не нагнетать. Не искать скрытый смысл в наивных и простодушных словах. Представьте, что вы общаетесь с инопланетянином, который ничего не знает о вашей жизни, о том, что принято, а что нет. Детдомовские дети могут быть абсолютно дезориентированы в современной жизни. Например, 5,6 и 9 летние братья, усыновленные в одну семью, не могли есть первое время. Так как родители еще и по-русски не говорили, проблема выглядела просто угрожающей.

Пригласили меня. Оказалось, что дети не опознают еду в тех ярких коробочках и странных формах, что им предложили. Они ни разу в жизни не видели: йогурт, рыбные палочки, сыр, спагетти, виноград, сок в баночках. Они просто не догадались, что это съедобно, и ждали привычной тарелки с кашей и супом. А в этой местности ни каша, ни суп не входят в рацион. Совсем. (Хлеб, кстати, тоже не выглядел как хлеб. Я же говорю: инопланетяне).

Большая проблема, когда приезжаешь к своему одному, а кидается вся группа с воплем «мамочка, забери меня!». Ваш как раз будет стоять в сторонке и сосать палец.

Важнее настрой, чем антураж.

Стоит ли брать что-то из ДД?

Если дают, то стоит, но чаще всего отдают просто голым. Видела, как родители привозили ребенка, завернутым в папину куртку, потому что их не предупредили, что одежду ребенку надо привозить с собой. Дома-то дочечку ждал целый гардероб. Более удачные случаи усыновления свидетельствуют, что для ребенка важно сохранять связь с ДД (если только не было насилия и травм). Но даже в этом случае, лучше связь сохранять, говорить об этом, как было плохо, ужасно, прорабатывать травму, но не прятать и не делать вид, что ничего не было.

Хотя я видела случаи – и много – когда дети, усыновленные в иноязычную среду, отказывались от русского языка, «чтобы не вернули».

Как объяснить, кто ты и зачем пришел?

Если совсем маленький – ничего объяснять не надо. Если постарше… Там все сложно, так как слова «мама» и «папа» для брошенных детей могут быть перегружены смыслами, которые вы совсем не имели в виду. Папа может быть угрожающей фигурой насильника, а мама – вообще непонятно кто.

Поэтому я бы сначала представлялась по имени и не говорила ничего о планах. Вот как вы знакомитесь в обычной обстановке: «Привет, меня зовут Аня, а это Павел, давай знакомиться». И узнавайте больше про ребенка.

Так же, как вы устанавливаете контакт в любой другой ситуации: сначала знакомство, потом сближение, и, наконец, вы приглашаете человека к себе в гости.

А если сказать «Здравствуй, мы твои мама и папа, пойдем домой», реакция может быть любой, и не факт, что она вам понравится.

Когда я работала с тремя детками, усыновленными в одну семью, то мужа они сразу стали называть папой, а вот жену только через год. Объяснение было таким: «ты не наша мама, наша мама Света, она за нами придет». Притом, что маму свою они никогда не видели, она оставляла каждого из них сразу в роддоме. Но фантазия о «доброй любимой мамочке» очень сильна.

Если надо объяснить, куда едем, то: «Хочешь с нами жить? Поедем к нам домой? Мы любим тебя и хотим, чтобы ты жил с нами».

Страх, который испытывает ребенок

Во-первых, признать, что страх есть. «Я понимаю, что ты боишься».

Во-вторых, дать слова, для описания чувств. «Все люди боятся, я тоже. Особенно, когда что-то новое и незнакомое. Когда я боюсь, что чувствую, как у меня в животе все сжимается, а ладони становятся мокрыми, и сердце стучит сильно-сильно. Но это пройдет, а я буду рядом с тобой».

Я перевожу эмоции на язык ощущений еще и потому, что детдомовские дети, как правило, алекситимики: не распознают и не умеют назвать свои и чужие эмоции. У них нет для этого слов и опыта. Кстати, именно поэтому сирот ошибочно считают черствыми и жестокими. А они просто не умеют.

Порасспрашивать, а что он думает, про что фантазирует.

Сохранять исследовательскую позицию. В моей (психолога) жизни ничего не изменится из-за того, что скажет ребенок, поэтому я могу спокойно выслушивать любые его фантазии. Но для вас каждое его слово имеет дополнительный вес и значение, поэтому вы можете излишне бурно реагировать на предположение, например, что вы собираетесь его «разобрать на органы». Угу, конечно, ведь именно об этом его и предупреждали старшие ребята и нянечки. Как только уедешь из родного детдома – так сразу и расчленят.

Мифов очень много, и расчленение на органы – только один из. Лучше, чтобы эти ужасы были проговорены, рассмотрены и отброшены в сторону самим ребенком.

Страхи могут возвращаться в виде ночных кошмаров, странных привычек, непонятного поведения. Кроме нормальных возрастных страхов, у приемного ребенка есть еще целый сонм его собственных, индивидуальных демонов, полученных в наследство или благоприобретенных в процессе жизни.

2 октября, 2011
Демина Катерина Александровна
психолог-консультант, специалист по детской психологии, работаю со взрослыми и детьми
Образование

Московский Государственный Педагогический Институт им. Ленина, факультет русского языка и литературы.

Институт Практической Психологии и Психоанализа (ИППиП),

Базовая специализация: «психолог-консультант». Дипломная работа: «Особенности адаптации приемных детей в мультикультурных семьях».

Мастерская Ирины Млодик.

Специализация: «Детская психотерапия».

Мастерские и курсы по детской и экзистенциальной терапии.

Курс "Терапия пограничного расстройства личности, сфокусированная на переносе",

Отто Кернберг-Фрэнк Йоманс, 2017-2018г.

Консультации

Очные консультации

Кабинет психолога в Митино

Приемные дни – вторник, четверг, воскресенье (по специальной договоренности)

Психологический центр Sunrise

приемные дни: понедельник

5000 рублей за 50 минут.

Дистанционные консультации по Skype

Для того, чтобы получить консультацию, необходимо связаться со мной по электронной почте. Способ оплаты обсуждается (банковский перевод, ЯндексДеньги, Paypal.

Запись на прием

Так как мое расписание очень плотное, я предлагаю вам следующий алгоритм:

  • вы пишете мне письмо, в котором излагаете суть проблемы и ваш запрос (что вы хотите получить в качестве результата нашей с вами работы);
  • я нахожу для вас время для первой встречи, мы его согласовываем;
  • вы оплачиваете первый прием (переводом на карту или как-то еще, обсуждаемо), после чего мы встречаемся.
Контакты
Subscribe to Сбор новостей