Это моя комната!

Про подростков

Как ни удивительно, но из всего списка возможных тем, предложенных родителям, самой болезненной, самой спорной и «горячей» оказалась проблема наведения порядка в детских комнатах.

«Это мой дом, и я хочу, чтобы в нем было чисто и комфортно», – настаивают предки.

«Это моя комната, и вы не имеете права указывать мне, что и где должно лежать», – парируют наглые и образованные деточки.

И родители пасуют, отступают на неподготовленные позиции. Ведь не хочется выглядеть деспотом и самодуром (прежде всего в своих глазах), мы же все такие демократичные и толерантные. А беспорядок бесит.

Попробуем разобраться?

Каждому овощу – свое время (и место)

Поле внимания 3летнего малыша очень узкое, в отличие от вашего. Вы видите всю комнату, заваленную игрушками, подушками, обрывками бумаги и частями конструктора. С люстры свисает бумажный самолетик, один носок на столе, другой – намотан на ручку двери, чтобы удобнее. Он видит эту конкретную машинку, ну, может, две: по одной в каждой руке. Поэтому он не понимает, что именно вы от него хотите, когда говорите «уберись в своей комнате». Его внимание переключается с Лего на рисование, и после переключения Лего временно перестает существовать, оно в «слепом пятне». В этот момент входите вы, видите, что уборка не продвинулась ни на шаг и выражаете, мягко говоря, свое неудовольствие. Малыш пугается, хватает ближайшие два предмета и несет их к ящику. Видит в нем давно потерянный уголок от мозаики и начинает пристраивать его по месту. Процесс уходит в цикл до тех пор, пока вы не наорете как следует и не уберете все сами, что и требовалось доказать.

Чтобы поддерживать порядок в комнате дошкольника, надо выполнить несколько простых условий:

  • предоставить удобные места хранения; удобные – это значит, что малыш может самостоятельно до них дотягиваться, они легкие и простые.
  • убрать почти все игрушки на недосягаемую высоту/глубину, оставив буквально 5-7 наименований для ежедневного использования.

Что я обычно вижу в квартирах ? Выставка мягкой игрушки на всех поверхностях, развалы пластикового мусора, огромные корзины непонятно с чем. Эта картина неохватна для маленького ребенка. Не каждая домработница запомнит правила рассаживания всех этих мишек-львяток-зайчиков, а так же в каком ящике живут машинки, а в каком - матрешки. Пазлы тоже плохо собираются, если их несколько. Поэтому основная рекомендация в дошкольном возрасте: убрать лишнее.

Одна коробка карандашей. Один набор Лего. Две мягкие игрушки для сна, если ребенок не нуждается в компаньонах на ночь – убрать совсем. И так далее. Да, комната, наверное, выглядит не так нарядно, как в журналах для родителей, но гораздо лучше стимулирует фантазию и творческую мысль.

Теперь по поводу послушания.

Когда вы говорите малышу до 7 лет «уберись в своей комнате», он, скорее всего, вообще не понимает, что имеется в виду. Представьте, что вы разговариваете с человеком другой культуры. Его необходимо обучить, показать последовательность действий, объяснить, чего именно вы от него ждете. И это – долгий процесс, на годы. Примерно к первому классу ваше чадо научится отличать разбросанные игрушки и вещи от разложенных по местам, перестанет зависать над каждым предметом по полчаса и, при удачном стечении обстоятельств, станет относить грязное белье в корзину. Потому что, в отличие от подростка, он ХОЧЕТ вас слушаться, старается быть хорошим и вы для него сейчас – самый главный человек на свете.

На вкус и цвет все фломастеры разные

Еще один аспект темы: разный уровень сензитивности у разных людей. Перевожу на русский: у нас у всех есть несколько каналов, по которым к нам поступает информация. Зрение, слух, вкус, тактильные ощущения («на ощупь»). Особняком стоит интуиция, которая суть все сразу, очень быстро и минуя сознание.

Так вот, у каждого человека какой-то один канал является ведущим. И интенсивность восприятия тоже разная. Я, например, ярко выраженный «слухач» (как большинство слабовидящих людей), поэтому меня не слишком волнуют разбросанные вещи, но сильно задевает громкая немелодичная музыка или вопли в детской. У меня дома должно быть тихо. Зато я слышу, когда младенец только начинает покряхтывать и успеваю подскочить к нему до того, как он разорется и окончательно проснется. Очень экономит усилия. А вы? Если ваш канал связи – зрение, то вас будут травмировать не гармонирующие по цвету с обоями шторы, очень напрягать грязные тарелки с неэстетично засохшими остатками пищи в центре стола, раздражать испачканная одежда на детях.

Хуже всего приходится кинестетикам: крошки под босыми ногами, включая оторванные головы Барби, жмущий под мышками свитер, смятая простыня способны довести вас до настоящей мигрени, а вы даже и не подозреваете об этой связи.

Так что для начала определитесь с собой.

А теперь подумайте о вашем чаде. Что является ведущей системой у него? Чтобы понять это, вспомните, что он предпочитает делать и о чем просит. Он любит слушать сказки или раскрашивать картинки? Любит посидеть на ручках или говорит «мам, посмотри на меня»? Долго принимает ванну, и чтобы непременно с вкусно пахнущей пеной – точно кинестетик.

Маленькому визуалу стоит напоминать, что его комната выглядит некрасиво, нарисованная схема действий поможет ему ориентироваться; аудиал в состоянии выслушать ваше наставление и инструкцию, и время от времени ему можно кричать из кухни «ты уже закончил уборку?»; кинестетика надо взять за руку (только не грубо!) и отвести к фронту работ, еще и присесть рядом и некоторое время поработать вместе, чтобы он включился.

Так что, не рассчитывайте на многое, делайте все вместе, оптимизируйте затраты времени и труда. И все наладится.

Переходный возраст. Ох!

Это то, что лежит на поверхности и заметно невооруженным глазом. Как только детеныш любого животного вступает в пору полового созревания, у него появляется потребность и возможность метить территорию. Это вам любой зоолог подтвердит. Поэтому предлагаю в целях сохранения ваших нервных клеток считать раскиданные по всех площади носки - личными метками половозрелой особи.

А если серьезно, то биологию, конечно, никто не отменял. Но еще есть и правила общежития, и семейная иерархия, принципы гигиены.

До тех пор, пока ребенок является несовершеннолетним, он обязан подчиняться родителям. Почему-то у нас редко вспоминают об этом весьма простом принципе. То есть, мы его кормим-поим-одевает, учим, развлекаем, а он только покрикивает и делает недовольную мину. Непорядок. Отсутствие власти в семье губительно для всех её членов. Поэтому, первым делом, перестаньте надеяться на добровольное послушание и четко обозначьте свои требования:

  • Я хочу, чтобы раз в неделю ты разгребал свою комнату, выбрасывал мусор, пылесосил и протирал пыль.
  • Грязное белье стирается только из бачка, я не буду собирать твои тряпочки по всему дому.
  • Моя комната является только моей, твоим вещам там нечего делать.

А теперь ослабьте вожжи:

«В остальное время можешь устраивать у себя любой бардак, при условии, что он не будет плохо пахнуть». (Про разные каналы восприятия помните? Так вот, я еще и нюхач).

Вашему строптивцу жизненно важно иметь эту возможность: устраивать бардак в своей комнате. Позвольте ему это и держитесь данного слова.

Но! Не стоит регламентировать все и диктовать свои требования уже в малозначительных деталях: не царское это дело – вникать в то, на какой именно полке и в каком порядке сложены тетрадки. Введите УРОВЕНЬ требований. Что для вас означает слово «чисто убрано»? Если на полу ничего не валяется? Или чтобы футболки были разложены по цветам? Вытереть пыль – это только со стола или на верху шкафов тоже? Будьте реалистами: хорошо, если из-под дивана будут выметены пакетики от чипсов и заплесневевшие огрызки. Не стоит ожидать от 13летнего мальчика, что он достигнет уровня «отельной чистоты», а то еще потом станете ко мне на прием бегать «почему он такой странный?».

Вы, наверное, представляете, как мне трудно держать язык за зубами и не вмешиваться, когда в одной комнате у меня живет гламуууурная-прегламурная барышня (что неизбежно означает бусики/юбочки/резиночки в количествах), а в другой – почти уже совершеннолетний мальчик, то есть гитары, шлемы, фотоаппараты и непонятного назначения гаджеты. Но я молчу. У нас есть только одно абсолютное запрещение: никогда, ни за что не выносить еду из кухни. В этом отношении я свирепа до невменяемости.

Вся тонкость именно в том, что вы а) ввели правила и б) обозначили рамки, внутри которых ваш подросток может сколько угодно оттопыриваться.

На самом деле, порядок в комнате – это только повод выяснять, кто тут главный и чьи идеи мы будем воплощать в жизнь. Не бойтесь, это временно, скоро наши дети вырастут и станут добиваться послушания уже от своих детей. Вот тогда мы и посмеемся вместе.

15 апреля, 2012
Демина Катерина Александровна
психолог-консультант, специалист по детской психологии, работаю со взрослыми и детьми
Образование

Московский Государственный Педагогический Институт им. Ленина, факультет русского языка и литературы.

Институт Практической Психологии и Психоанализа (ИППиП),

Базовая специализация: «психолог-консультант». Дипломная работа: «Особенности адаптации приемных детей в мультикультурных семьях».

Мастерская Ирины Млодик.

Специализация: «Детская психотерапия».

Мастерские и курсы по детской и экзистенциальной терапии.

Курс "Терапия пограничного расстройства личности, сфокусированная на переносе",

Отто Кернберг-Фрэнк Йоманс, 2017-2018г.

Консультации

Очные консультации

Кабинет психолога в Митино

Приемные дни – вторник, четверг, воскресенье (по специальной договоренности)

Психологический центр Sunrise

приемные дни: понедельник

5000 рублей за 50 минут.

Дистанционные консультации по Skype

Для того, чтобы получить консультацию, необходимо связаться со мной по электронной почте. Способ оплаты обсуждается (банковский перевод, ЯндексДеньги, Paypal.

Запись на прием

Так как мое расписание очень плотное, я предлагаю вам следующий алгоритм:

  • вы пишете мне письмо, в котором излагаете суть проблемы и ваш запрос (что вы хотите получить в качестве результата нашей с вами работы);
  • я нахожу для вас время для первой встречи, мы его согласовываем;
  • вы оплачиваете первый прием (переводом на карту или как-то еще, обсуждаемо), после чего мы встречаемся.
Контакты
Subscribe to Сбор новостей