Анонсы

Он-лайн супервизия для психологов
Тренинг
Начало: 10:30
Супервизия для психологов
Тренинг
Начало: 13:00
Создание и развитие частной практики психолога
Тренинг
Начало: 13:00
Как психологу писать тексты для привлечения клиентов
Тренинг
Начало: 11:00
Работа с детскими страхами
Тренинг
Начало: 12:00

Вход на сайт

Точка отсчета

Почему большие дети иногда становятся маленькими
Про детей

Обнуление счетчика

Многие приемные родители отмечают, что «психологический» возраст ребенка почти всегда меньше паспортного. 7-летка может сосать палец, писаться, почти все дети вначале имеют проблемы с засыпанием. Это очень странный феномен. Я так и не нашла никаких научных данных, описания, экспериментального подтверждения существования этого явления.

В момент усыновления у ребенка как бы «обнуляется возраст», он становится (практически) новорожденным по таким характеристикам, как потребность во внимании матери, способность заботиться о себе (автономность), способность к рефлексии (самоосознавание).

Ребенок просится на ручки, может начать писаться в постель и в штаны (даже если в ДД уже прекрасно ходил в туалет), явно «ищет грудь», как будто теряет навыки членораздельной речи, изъясняется невнятным мычанием и повизгиванием.

Потом ваш малыш становится «двухлеткой»: одной рукой вцепляется в ваш подол, а другой отталкивает вас от себя с воплем «я сам!!». Все ваши предложения встречают резкое «нет!», предлагать варианты на выбор тоже бесполезно, дитя входят в штопор и начинает падать на пол в истерике. Через некоторое время вы обнаруживаете, что ребенок стал ангелом: послушным, ласковым, даже слишком ласковым. Она явно за вами ухаживает и делает романтические подарки. Все понятно: волшебный «эдипов возраст», от 3 до 6 лет, любовь и обожание родителей.

То есть, мы видим, что ребенок в своем психическом развитии как бы наверстывает упущенное, проходит заново все стадии от нуля до эдипа. Давайте я расскажу вам подробно про каждый этап, чтобы вы могли отчетливо видеть, где просто возрастная норма, а где отклонения в поведении, требующие вашего вмешательства и коррекции.

От нуля до двух: Адам познает мир

Период новорожденности включает в себя несколько первоочередных задач.

Приспособиться физически к жизни в этом мире. До рождения ребенок живет и развивается в материнской утробе, где от него ничего не требуется, только быть. Пища, тепло поступают извне и в идеальном для усвоения формате, внешняя среда максимально комфортна, нет даже повода для недовольства. И вот ребенок родился: ярко, сухо, больно, холодно!! Подача пищи теперь не непрерывная, а непонятно когда и непонятно как. Чтобы насытиться, надо приложить немалые усилия. Чтобы объяснить бестолковым родителям, что тебе мокро/холодно/шумно – еще больше усилий. Но мы приспосабливаемся, налаживаем контакт с внешней средой и инопланетянами-предками, приучаемся ждать и терпеть.

Задача матери на этом этапе, помимо обеспечения чисто физиологических потребностей дитя в молоке и чистых подгузниках – называть ему мир и его самого.

Теперь представляем себе ребенка, пришедшего в семью из ДД, особенно, если он был в ДД с самого рождения или с младенчества. Все непонятно, масса незнакомых предметов, вещей, звуков, продуктов. Непонятно, как обращаться с этим миром, как его употреблять. Нет привычного распорядка, знакомых команд, визуальный ряд сбивает с толку.

Моя подопечная девочка Вика устраивала дикие истерики по поводу мытья, потому что в ДД её купали как-то иначе (мы так и не выяснили как), а душевая кабина в отеле её страшно пугала. Пришлось маме раздеваться и лезть под душ первой. Про операцию «сушить волосы феном» надо рассказывать?

Рекомендации на этот период банальны: все называть, в том числе его, ребенкины, реакции и чувства, качать на ручках, пеленать (да, и больших детей тоже), давать бутылочку с молоком и пустышку. Не торопиться с выходом в сад, на улице гулять так, как будто у вас в руках коляска, стараться никуда не ездить первое время. Соблюдать карантин на предмет инфекций, ограничить поток родственников и друзей. В общем, вести себя так, как будто вы принесли его из роддома.

Продолжительность этой стадии зависит от двух вещей: был ли период новорожденности благополучно прожит и вовремя, и насколько ребенок здоров.

В 2007 году мне удалось показать на довольно большой выборке детей, что благополучное или неблагополучное прохождение адаптационного периода напрямую зависит от состояния соматического и психического здоровья ребенка. Тоже не бином Ньютона, но одно дело догадываться об этом, а другое – получить результаты корреляционного анализа.

Мальчик, который до двух лет жил в относительно благополучной семье, а потом несколько лет в приличном ДД (без насилия и травм), скорее всего, адаптируется к жизни в вашей семье в течение нескольких месяцев и практически без проблем.

Мальчик, который был оставлен матерью-наркоманкой в роддоме, сменил несколько домов ребенка и имеет в анамнезе задержку психического развития и гидроцефалию, например – понятно ведь, как он себя будет вести? Его адаптационные возможности снижены, простые, на наш взгляд, вещи могут вызывать волну страха и отказ от контакта. Возможно, что он будет новорожденным и младенцем ровно столько, сколько полагается обычно после рождения: два года.

От полутора до трех лет: сепарация

Одной из причин, почему приемные дети устраивают Армагеддон в подростковом возрасте, является то, что наши дети не прошли благополучно фазу сепарации в два года. В норме задачей этого возраста будет обнаружение прискорбного факта: я больше не Всемогущий Бог. Именно это становится поводом для диких истерик с валянием по полу и битьем ногами. Ребенок учится справляться с тем, что мир не всегда будет исполнять все его желания в ту минуту, когда ему забожилось (вот, оказывается, откуда это слово!). Младенец твердо знает, что весь этот чудесный мир существует для того, чтобы реализовывать его потребности. Двухлетка внезапно осознает, что а) это делали родители, и б) они могут уйти. Кроме того, возросшие возможности самого ребенка также рвут его на части. Такое впечатление, что он ежесекундно решает для себя дилемму «тварь я дрожащая или право имею?». «Я сам!» или «Мама, не уходи»? Хочется быть самостоятельным и зависимым одновременно. Есть от чего впасть в истерику.

При благополучном прохождении этой стадии, ребенок научается контролировать свои порывы, сотрудничать, опять же ждать и терпеть. Вообще, тема контроля и власти – ведущая в это время. Приучение к горшку – это ведь про власть над своим телом, про контроль импульсов, труд и награду. Но, чтобы испытывать на прочность границы родительского терпения, надо сначала убедиться, что тебя действительно любят, что не выбросят, как грязную тряпку, если будешь плохо себя вести. Иными словами, прежде чем рвать вожжи, нужно эти вожжи заполучить. Создать связь между родителями и ребенком.

Так что радуйтесь, когда ваше чадо начнет протестовать, это хороший знак.

Три-шесть: любовь, любовь, ты правишь миром

Самое чудесное время, если правильно выстроить отношения «мама-папа-ребенок». То есть, не пускать деточку в родительскую постель, не ходить раздетыми, не позволять вклиниваться в ваши взрослые отношения. Плавно переводить стрелки в сторону «вот ты вырастешь и у тебя будет своя отдельная жена»; с девочками обычно проблем меньше или совсем нет, папам льстит их откровенное обожание.

Хотя я присутствовала однажды при ужасно тяжелой процедуре отмены усыновления именно на фоне эдипального конфликта: приемная дочка 8 лет вступила с откровенную войну с мамой за внимание отца, говорила «ты умрешь, и этот дом останется мне с папой». Родители не смогли найти в себе сил и решимости противостоять разрушительным импульсам (демонам) в душе дочки и вернули её в ДД. Сами развелись после этого довольно быстро. Трагическая история, на самом деле.

Продолжительность каждого этапа может быть любой, важна последовательность и переходы со ступени на ступень. Пока не пройдена «нижняя», подъем к следующей стадии невозможен. Переход обычно осуществляется плавно, но иногда бывает и так, что вчера спать улеглась девочка «Нет», а проснулась «Мамина солнышка». У детей, чье раннее детство прошло относительно благополучно, вы можете вообще не заметить никаких кризисов, только по косвенным признакам поймете, какой сейчас этап проходит малыш.

Звонок встревоженной мамы: «Она все время рвет бумагу! Специально прячется и рвет на мелкие клочки. Не злится точно, такое впечатление, что ей просто нравится процесс». Я поинтересовалась, сколько времени ребенок дома. 8 месяцев. Перед глазами сразу всплыла картинка: моя восьмимесячная дочь сидит на коврике и с упоением разбирает на молекулы каталог Икеа. Возраст.

I’ll be back – иногда они возвращаются

Самое главное: не идти на поводу у оптической иллюзии, что у вас в доме большой ребенок. Не рассчитывать на его сознательность, понятливость и высокий интеллект. Даже если вам кажется, что ребенок понял ваши объяснения, почему нельзя совать проводочки в розетку, стерегите и предусматривайте все, что только можно.

В периоды болезней, стрессов, изменений семейного положение (появление нового члена семьи, например) мы все как бы спускаемся вниз по лестнице развития, возвращаемся на предыдущую стадию. Это называется регресс, все знают слово. Такое впечатление, что наши душевные силы перенаправляются на решение жизненно важной задачи, а всякие наносные вещи вроде хороших манер остаются без энергетических ресурсов. Шелуха цивилизации слетает первой в минуту испытаний.

Это касается и наших детей в первую очередь. После болезней (и после тяжелых прививок!), при переезде с дачи-на дачу, при поступлении в первый класс ребенок прилагает сверхусилия, чтобы адаптироваться к новой реальности, и на контроль, допустим, чистоты одежды или носа сил уже не хватает.

Так как обычно перемены переживает вся семья, ваши энергетические ресурсы тоже в этот момент на нуле, вы тоже регрессируете. Но чувство долга заставляет вас держать себя в узде, и раздражение прорывается по невинным поводам. Но если послушать текст претензий, становится очевидно, что вас раздражает именно младенческое поведение сына или дочки. А хочется более взрослого, адекватного, помогающего.

Позаботьтесь о себе, проверьте, когда вы последний раз ели-спали-отдыхали, проветрите комнату (нехватка кислорода вызывает сильное раздражение у всех), отложите в стороны любые воспитательные задачи. Ваша цель сейчас – выжить с минимальными затратами.

Бог в помощь.

28 сентября, 2012
Демина Катерина Александровна
психолог-консультант, специалист по детской психологии, работаю с приемными детьми, семьями
Образование

Московский Государственный Педагогический Институт им. Ленина, факультет русского языка и литературы.

Институт Практической Психологии и Психоанализа (ИППиП),

Базовая специализация: «психолог-консультант». Дипломная работа: «Особенности адаптации приемных детей в мультикультурных семьях».

Мастерская Ирины Млодик.

Специализация: «Детская психотерапия».

Мастерские и курсы по детской и экзистенциальной терапии.

Консультации

Очные консультации

Кабинет психолога в Митино

Приемные дни – вторник, четверг, воскресенье (по специальной договоренности)

Психологический центр на Белорусской

приемные дни: пятница

5000 рублей за 50 минут.

Дистанционные консультации по Skype

Для того, чтобы получить консультацию, необходимо связаться со мной по электронной почте. Способ оплаты обсуждается (банковский перевод, ЯндексДеньги, Paypal.

Запись на прием

Так как мое расписание очень плотное, я предлагаю вам следующий алгоритм:

  • вы пишете мне письмо, в котором излагаете суть проблемы и ваш запрос (что вы хотите получить в качестве результата нашей с вами работы);
  • я нахожу для вас время для первой встречи, мы его согласовываем;
  • мы обсуждаем способ оплаты и я высылаю вам реквизиты – номер счета, или номер ЯндексДенег, или PayPal реквизиты;
  • вы оплачиваете первый прием, после чего мы встречаемся.
Контакты
Subscribe to Сбор новостей