Читать

О зоне ближайшего развития

Ю̶н̶о̶ш̶е̶,̶ ̶о̶б̶д̶у̶м̶ы̶в̶а̶ю̶щ̶е̶м̶у̶ ̶ж̶и̶т̶ь̶ё̶
̶Р̶о̶д̶и̶т̶е̶л̶я̶м̶ ̶ю̶н̶о̶ш̶и̶,̶ ̶о̶б̶д̶у̶м̶ы̶в̶а̶ю̶щ̶е̶г̶о̶ ̶ж̶и̶т̶ь̶е̶
О ЗОНЕ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ
Война войной, а обед по расписанию: чем ближе февраль, тем больше в почте запросов на профориентацию. Детей я направляю к тематическим коллегам, а с родителями иногда беседую. И стала замечать, что в неизбывной своей тревоге, многократно усиленной окружающей, скажем так, неразберихой, родители перестают видеть реального ребенка, а больше погружаются в фантазии о нём-идеальном.
"Мы столько в него вложили! Конечно, он поступит в самый крутой ВУЗ. Он очень способный!"
Как вариант: "Он так старается, так хочет там учиться! У него мечта!".
В этом месте я начинаю чувствовать себя не просто злыдней и Бабой Ягой, а полноценным Волан-де-Мортом, разрушителем мечт

Потому что ребенок объективно слабый, или в депрессии, или (очень много в последнее время) в тревожном расстройстве. Или вот три девушки за последние две недели с тяжёлыми последствиями мононуклеоза (астения, тревожность, нет сил, все время хочется спать, вес падает не потому, что следит за фигурой, а просто есть не успевает).
В сочетании с постоянной накачкой со стороны учителей, родителей и репетиторов получаем суицидальные мысли, ощущение, что "я все равно не справлюсь, так зачем жить", аффективные срывы.
Но когда я предлагаю взять год перерыва (т.н. gap year), передохнуть, оглядеться, посмотреть на вузы второй линии, получаю просто бурю возмущения: мы же хотим для ребенка самого лучшего, вы что, хотите сказать, что он этого не достоин?!
Бог с вами, конечно нет!
Просто я смотрю чуть дальше вперёд: вот он поступил в Вышку/МФТИ/МГУ, а учиться-то сможет? Даже с учётом нынешнего безумия, когда не надо вставать в 6:30 и ехать на другой конец города, сидеть 7-8 часов в душной аудитории, много читать, много запоминать, выдерживать стресс сессии...
Вечная тема: быть вторым в Риме или первым в деревне?
А главное, о чём пишут практически все социологи: по выбранной специальности работают потом единицы.
Мне кажется, в этой ̶п̶р̶е̶д̶в̶ы̶б̶о̶р̶н̶о̶й̶ абитуриентской гонке люди забывают подумать и поговорить о конечной цели: мы все это делаем - зачем?
Какую проблему мы решаем, когда спонсируем поступление в Очень Крутой Университет? Мы "обеспечиваем ему правильную среду", как недавно говорилось везде и всюду? Даём в руки удочку? Без диплома нынче даже в дворники не берут?
Или все же мы будем внимательно исследовать преимущества и особенности этого конкретного человека: что у него в активе, а где тонко (и непременно лопнет при нагрузке), и на что он может претендовать в координатах здесь-и-сейчас, а не в ослепительно прекрасном будущем.
Вроде бы все уже согласились, что образование становится модульным, что не надо выбирать сейчас "дело всей жизни", что каждые пять-семь лет надо добавлять себе компетенции и навыки. Но все равно, в каком-то остервенении: пусть поступит, отмучается свои пять лет, а там уже живёт, как захочет.
Плата за это - депрессии, разочарование в себе и в жизни, сильно страдают отношения.
Ради чего?
Может, дать возможность поработать там и здесь, начать и бросить, хоть бы и через неделю? Иногда стоит даже предложить эти варианты, потому что подросток не подозревает о них.
Почему в заголовке "зона ближайшего развития"? Потому что мне очень нравится эта концепция Выготского. Она означает, что ребенку предлагаются занятия и задания с небольшим опережением, то, что он в состоянии выполнить с небольшим усилием. Не на пределе возможностей, но все же - напрягаясь. И эта зона у каждого своя, есть примерная возрастная шкала, но смотрим на ребенка.
Очень мудрый подход
Профориентация Подростки Школа
Made on
Tilda