Читать

Дети и деньги. Глава вторая.

в которой мы с удивлением обнаруживаем связь между приучением к опрятности и получением денег, и с умилением смотрим на малышей 2-5 лет

«Несвоевременная высадка на горшок не может служить оправданием неудавшейся жизни».

 И. Бродский.

Как ни удивительно, но тему взаимоотношений малышей 2-3 лет и денег придется начать с приучения к горшку. В психоаналитической традиции этот возрастной период называется «анальным» и имеет метафорическую связь с такими идеями как: накопление, имущество, жадность-щедрость, творчество, способность отдавать. Говорят об «анальном типе личности», когда хотят описать человека мелочного, скупого, болезненно аккуратного. Или наоборот: неряшливый, обжора, мот, транжира — этот тот же тип, но с другим знаком.
Для двухлетнего малыша акт дефекации — первое, что он может контролировать. И очень быстро обнаруживается, что такая, в общем-то, примитивная вещь имеет колоссальное значение для взрослых. В зависимости от семейных установок, мама/бабушка/все могут:
-       бурно радоваться, когда малыш «сходил на горшок»;
-       также бурно негодовать, если он сделал всё то же самое, но НЕ на горшок;
-       сообщать всем встречным-поперечным, что деть овладел этим сложным искусством: «сам все делает в горшок»;
-       очень-очень тревожиться, если ожидаемое событие не случается уже несколько дней.
Я помню, как мой телефонный разговор с коллегой был прерван ликующим воплем трехлетней Насти: «Скажи, что я сегодня покакала!!».
 (Кстати, обратите внимание, как много эвфемизмов существует для определения этой базовой физиологической функции.)
Мой собственный опыт говорит, что меньше всего проблем с горшком бывает у молодых родителей, которые просто не знакомы с социальными нормами и ожиданиями на этот счет. Они делают так, как подсказывает им интуиция и элементарное чувство комфорта.
Моя старшая дочь родилась в июле, когда и у нас дома, и в роддоме горячая вода была отключена. Это обстоятельство, а так же тот факт, что нам выдавали по пять(!) пеленок на день, вынудило меня «высаживать» новорожденного младенца над раковиной, когда мне казалось, что она беспокоится. Из роддома мы пришли с полностью сформированным навыком (моим). Памперсов тогда не существовало. Когда родились младшие, я приучала их к горшку с рождения уже автоматически, как к должному. При этом необходимо помнить, что в норме ребенок в состоянии отслеживать позывы к мочеиспусканию где-то в промежутке от 9 до 12 месяцев, а сознательно «ходить по-большому» - ближе к двум с половиной годам. Так что можно никуда не торопиться, а сразу начинать в два с половиной года. Гарантирую: научится за два дня.
Другое дело, когда в одном жизненном пространстве существуют представители двух, а то ещё и трех поколений. Самые старшие уже догадались, что детей надо баловать, средние (то бишь молодые бабушки-дедушки) считают, что детей надо воспитывать, а то будет упущено самое ценное время, а мамы обычно замотаны и раздражены.
Вот тут-то и начинается игра под называнием «Король на троне». Маленький хитрец очень быстро понимает, что в его власти — осчастливить или нет всю эту толпу обожающих его подданных. Например, опытным путем установлено, что перед прогулкой полагается покакать, иначе беда может настигнуть в парке. И если гулять не очень хочется, вполне можно провести несколько чрезвычайно занимательных часов, сидя на горшке и наблюдая ритуальные танцы с «молением о дожде».
В особо тяжелых случаях, когда ребенка наказывают за непослушание или за то, что он не в состоянии себя контролировать должным образом, у него может развиться чувство собственной неполноценности, недоверия к себе и своим творческим способностям. Сильный характер превратится в упрямый, а слабый — в послушного маленького «неумеху». Того самого, который ничего не хочет и ничего не может.
Мне кажется, что самый здоровый способ научения чему бы то ни было - это не замечать промахов и поддерживать успехи (без фанатизма, конечно. Не к чему устраивать национальные гуляния при каждой удаче с горшком). Получилось сложить все свои большие достижения и свершения куда полагается — молодец, умничка, давай я тебя поцелую. Не получилось — тоже не беда, уберем, помоем, застираем. И не станем больше об этом говорить.
Совсем на бытовом уровне, несколько правил:
-       не смешивайте несколько занятий. Я имею в виду, никакого чтения, просмотра телевизора и еды на горшке. Не сделал ничего за пять-десять минут — свободен до следующего раза.
-       Нельзя силой удерживать ребенка на горшке, заставлять сидеть подолгу, ругать и т.д. Почему — сказано выше, да ещё и запор потом лечить замучаетесь.
-       Не оставляйте ребенка на горшке без присмотра: малыши приходят (иногда) в такой восторг при виде творения из собственного тела, что могут брать кал в руки, размазывать его по всему, что попадется, даже есть.
Контроль над чем-нибудь — это ещё и власть. Ребенок чувствует свою власть над своим телом (это хорошо), и над матерью (не очень хорошо), или её власть над собой (это в общем-то полезно, вопрос только в количестве). Мне кажется, было бы очень здорово передать заботу о собственных физиологических отправлениях самому малышу. Ведь в самом деле, в природе нет правил о том, когда, сколько и куда именно должен очищаться кишечник, соответственно нет и идеологической нагрузки. В примитивных сообществах эта тема не обсуждается вообще, никакой проблемы нет. 
При правильном прохождении этой стадии развития должно получиться вот что. Ребенок испытывает чувство удовлетворения и гордости за то, что он ПРОИЗВОДИТ ИЗ СЕБЯ. Он знает, что его ТВОРЧЕСТВО радует окружающих и стремится доставить им эту радость. Он чувствует, что он молодец, взрослый, компетентный, самостоятельный человек. Сами понимаете, что такому гораздо легче быть успешным в жизни.
У меня на приеме молодая женщина, повод для обращения: похоже, надо разводиться с мужем. Женаты восемь лет, есть семилетняя дочка. Когда начинает рассказывать о муже, слышны её недоумение и растерянность. «Он врач по образованию, занимается медицинским оборудованием. Мы поженились, когда мне было 18, а ему 28. я была на третьем месяце. Таня родилась не очень здоровой, до четырех лет — три операции. Так вот, муж меня контролирует каждую секунду. Ему все надо знать: куда пошла, с кем разговариваю по телефону, почему смеюсь. Он богатый человек, но у меня денег нет. Совсем. Он дает мне на продукты, очень мало, потом проверяет чеки, ругает, если взяла не самое дешевое. Я точно знаю, что он почти миллионер (настоящий, долларовый), но мы ходим в каком-то старье, честно, Танька носит мои детские колготки. Квартира записана на него, дача, машина — все. Я чувствую себя в клетке».
В процессе беседы мы выясняем, что сама Маша — высокообразованный специалист. Но муж убедил её, что, кроме как «горшки мыть», она ни на что не способна. Мы немного поработали с Машиной самооценкой, она вышла на работу, и через полгода оказалась на руководящей должности одной из крупнейших в стране компаний. Отношения с мужем... ну, не то, что наладились, просто он перестал её волновать. У неё свои деньги, у него — свои. В отпуск ездят всей семьей, а больше их ничего не связывает.
(Позднейшее добавление. Маша родила второго ребенка, в какой-то момент муж от контроля и давления перешел к физическому насилию. Маша забрала детей и ушла, сейчас идет суд: муж пытается «отобрать у нее все, до нитки» в наказание).
Это и есть классический «анальный тип»: мнительный, тревожный, со склонностью к гиперконтролю. Очень показательно его обращение с деньгами: он их копит, прячет, не дает тратить (хотя семья почти голодает). При этом помешан на чистоте, особенно в санузле. Способен довести близких до сумасшествия своими придирками и ревностью. Жить с ним можно, только если вы никак от него не зависите. А вообще-то он милый и приятный человек, заботливый, хороший отец (в смысле: и покормит, и оденет по погоде, и на родительское собрание сходит).
На другом полюсе — транжира, спускающий всю зарплату за три дня. В квартире у него обычно полнейший бардак, он не держит никаких обещаний, взывать к совести бесполезно, она у него «не инсталлирована». Девушки выходят замуж за таких мужчин, потому что на стадии ухаживания они, обычно, очень щедры. Только вот для семейной жизни малопригодны.
Резюме. Приучение к горшку – важная веха в формировании характера малыша и его будущих взаимоотношений с миром. Все, что ребенок производит «из себя», является прообразом его дальнейшего творчества. Скряга и транжира – две стороны одной медали, так что важно не переусердствовать, но и пускать процесс на самотек тоже не стоит
Дети Семья Воспитание Власть в семье Дети и деньги Мои книги
Made on
Tilda