Читать

(Не)добрые советские мультики

"Вот мы на советских мультиках выросли, какие они были добрые! Почему- же столько злых людей вокруг!"
Потому что они не были добрыми. Манипулятивными, наводящими тень на плетень, иногда пропагандистскими, иногда - откровенно жестокими (по отношению к "классовым врагам"), но точно не добрыми.
Чаще всего в них есть идея "принуждения к добру": через шантаж, угрозу полного отвержения, изгнания из коллектива/семьи ребенок получает информацию о желаемом и приемлемом поведении. Нельзя ставить себя выше других, нельзя ничего хотеть для себя, даже слово "Я" - вне закона.
Отдай себя в жертву обществу - и общество (посмертно) позаботится о твоей вдове и детях (см. о̶т̶в̶р̶а̶т̶и̶т̶е̶л̶ь̶н̶ы̶й милейший мульт про зайца с яблоками, Сутеев и co; "Четыре сыночка и лапочка дочка").
Кроме того, именно в мультиках последовательно внушается идея, с последствиями реализации которой сейчас столкнулся весь мир: кто больше страдает, тот и прав. Главное, успеть первому упасть на землю и завыть.
Девочкам предписывается полная покорность и смирение, мальчикам - неизменная отвага и самоотверженность. Нельзя идти против коллектива, тот, кто смеет, вызывает отвращение даже внешним видом: это или мерзкий толстяк, или тощий вонючий завистник.
нет ни одной истории о возрастных изменениях, о семейных взаимоотношениях с конфликтами, всегда одна и та же тема: вот был самолюбивый (грешный) отщепенец, но потом коллектив/группа на него положительно повлияла, и он изменился к лучшему, осознал. А всех злодеев добрые люди уничтожили. (- Папа, а если добрые люди убьют всех злых, останутся одни добрые? - Нет, останутся одни убийцы).
Я помню, как меня, уже совсем взрослую, поразил мультик "Унесенная призраками", а позже и "Бродячий замок Хаула": в них _жалеют_ и прощают тех, кто причинил множество страданий множеству героев: Юбабу, Безликого, Болотную ведьму. Заботятся о них! Невозможно представить себе такой расклад в советских мультах. Зло должно быть уничтожено!
Еще одна вещь, которая до сих пор делает все советские фильмы, и детские, и взрослые, практически несмотрибельными для меня: герои не меняются внутренне. Они совершают какие-то действия, добиваются своих целей - чаще силой, иногда хитростью - но не трансформируются, не растут. Это не относится к русским сказкам, которые насквозь пропитаны идеей превращения и преображения, я говорю сейчас именно об авторских советских произведениях.
Эмоции Воспитание Про_кино Facebook
Made on
Tilda