Читать

Домашнее обучение

За свою (долгую, что уж говорить) жизнь я перепробовала, наверное, все возможные формы и способы обучения: очень специальная, как теперь сказали бы – элитная языковая школа; вообще беспонтовая районная, в две смены, по 40 человек в классе, по шесть классов в параллели; частный лицей; домашнее/семейное обучение; экстернат; он-лайн; учеба с репетиторами. Где-то училась я сама, где-то преподавала, трое детей тоже добавили опыта, теперь вот клиенты постоянно рассказывают и делятся.
Основной вопрос к современной школе со стороны разгневанных или тревожных родителей: почему мы должны столько времени и сил уделять школьной жизни детей? Такое впечатление, что все абсолютно домашние задания задаются с расчетом на то, что родители помогут. Ну в самом деле, как может второклассник самостоятельно забацать PowerPointPresentation? Да еще и распечатать. Совершенно озверев к концу первой четверти от ежедневных утренних скандалов (ребенок не может нормально встать, пробки, собака прыгнула грязными ногами на единственную куртку, в лифте истерика «аааа, я забыл поделку из листьев мантикоры и волоса единорога, мне поставят двойку, аааа!»), устав от ежевечерних разборок с домашкой, утратив и восстановив несколько пар сменки и приобретя внушительный клок седых волос, родители неожиданно обнаруживают, что в меру больной и сидящий дома с «остаточными проявлениями простуды» ребенок становится весел, бодр, позитивен, сам прекрасно делает домашку в течение дня и вообще – все счастливы.
Господи, думает среднестатистический родитель двоих детей, и зачем нам эти галеры? Как прекрасно никуда не лететь по утрам, не ругаться из-за забытого и не выполненного, дружно читать перед сном про злосчастную Муму, а по воскресеньям ходить в Планетарий! Видали мы эту школу, одни проблемы из-за нее.
И переводит чадушко на домашнее обучение.
А через три месяца, уже полностью измотавшись с тоскующим, бездельничающим, ходящим на голове не-школьником, начинает искать другую школу.
Итак, взвешиваем плюсы и минусы, чтобы не поддаться минутной слабости или, наоборот, не пропустить тревожные признаки неблагополучия вашего ребенка, и принять более-менее осознанное решение: переводить или нет на домашнее обучение.

Основные причины, кого и когда стоит переводить

Главная причина возникновения самой идеи домашнего обучения – длительный период выздоровления после тяжелой болезни. Ребенок уже вроде бы неплохо себя чувствует, чтобы читать и писать, но слишком слаб для того, чтобы, во-первых, сидеть целый день в классе, а во-вторых, его иммунитет еще не восстановился, чтобы полноценно защищать при контакте со множеством инфекций в детском коллективе.
«Я пролежала в больнице весь февраль и половину марта, поэтому мама договорилась, что до конца года я буду учиться из дома. Это было без преувеличения самое счастливое время моего детства. Утром все уходили на работу и в школу, я оставалась одна с бабушкой. После нескольких лет подъемов в 6:45, выхода из дома в темноту и холод, длинной и тошнотной дороги на общественном транспорте, после этого безумия галдящего класса и орущей учительницы – тишина, покой, яичко всмяточку с бутербродиком из бабушкиных рук, а самое главное – можно читать сколько хочешь! И никто тебе слова не скажет!
Уроки я делала примерно два часа в неделю. Контрольные приносили одноклассницы. Сразу стала круглой отличницей: не потому, что списывала или родители помогали, нет. Просто никто не мешал, не орал в ухо, не отвлекал. От скуки я случайно прошла еще и всю программу на будущий год. А еще по утрам можно было гулять в парке с соседской собакой. Счастье!». Лия, 45 лет.
Этой девочке крупно повезло, возможно, она и заболела-то так серьезно, потому что была истощена и в постоянном стрессе. Обратите внимание, она вообще не упоминает, что скучала по друзьям или каким-то занятиям. Похоже, в небезопасной и очень некомфортной обстановке дружить не очень-то получается. И давно известный факт: все творческие процессы останавливаются, когда есть угроза (жизни, здоровью, самооценке, достоинству).
Обратная ситуация: здоровый, активный, очень социальный ребенок, вынужденный сидеть дома по какой-то непонятной причине. Семья сидит на чемоданах или, наоборот, только что переехала, а школа откроется в сентябре, а до старой школы пиликать семь верст на собачьей упряжке. В семье карантин по какому-то опасному заболеванию, сам ребенок здоров, но школа запрещена. Чужая страна, чужой язык, а мы тут временно, через полгода папа получит новое назначение, не начинать же учить, допустим, иврит, который кроме Израиля нигде больше не пригодится?
Да ладно, безо всякого Израиля ситуация у знакомых: отец попал под следствие по экономическому делу, скрывается за границей, семье выезд закрыт, прописки нет никакой, денег на частную школу тоже нет. И сидят двое, одному 10, другой 12, со своими свободными двумя европейскими языками целый день в избушке на курьих ножках, в обнимку с приставкой. Мальчишка еще ничего, он к матери сильно привязан, отсутствие компании его почти не тяготит, а вот девочка-подросток, которую выдернули из сообщества любимых подруг, учителей, занятий, сильно страдает.

Психологические поводы для перевода на домашнее обучение

Самый распространенный: ребенок с «особыми потребностями». Некоторые особенности развития психики, которые чрезвычайно осложняют пребывание человека в жестко структурированной, сильно перегруженной стимулами, чаще всего – небезопасной среде современной общеобразовательной школы: аутичный спектр, психические заболевания, синдромы.
Сюда же я бы отнесла детскую и подростковую депрессию любого происхождения. И если при органических нарушениях ограничения кажутся очевидными, то с депрессией все не так просто.
В депрессии у тебя не просто «плохое настроение». Самое главное – нет сил ни на что. Мысли текут медленно, как сквозь вату, очень тяжело сконцентрироваться на чем-то, дети жалуются на то, что они плохо соображают, учителя отмечают, что ребенок не может собраться, легко начинает плакать, меньше двигается, сторонится сверстников. Очень трудно встает по утрам, к вечеру как будто расходится, но уроки делает экстремально долго. Мало разговаривает. Вообще, впечатление, что даже самые простые операции требуют неимоверных усилий. Ничего не хочет, отказывается даже от тех занятий, которые раньше приносили радость.
Все это в совокупности требует немедленного обращения к детскому психоневрологу (за лекарствами) и детскому психологу (за терапией). Но до тех пор, пока состояние здоровья не улучшится, хорошо бы ребенку побыть на домашнем обучении хотя бы три-четыре недели, до видимых изменений. При этом стимулируйте и организовывайте прогулки днем, это крайне важно: депрессия боится солнечного света. То есть, нормальный режим для человека в депрессии – школу пропускаем, с друзьями встречаемся, гуляем, получаем положительные эмоции. 

Одаренные дети

Еще одна категория детей, которым домашнее обучение может пойти на пользу – одаренные, увлеченные, с раннего детства сконцентрированные на чем-то одном люди. Музыканты, художники, спортсмены. Те, кто профессионально занимается чем-то очень важным для них.
«Сын хотел только рисовать. Или учиться рисовать. Или читать про изобразительное искусство, а потом рисовать. Это помешательство началось в пятом классе, в началке он был самый обычный мальчик, не знаю, что его так переклинило. Мы отдали его в художественную студию, но ему там было «всего мало». Взяли преподавательницу, чтобы на дом приходила. А потом начались проблемы в школе: его невзлюбила учительница по математике, начала прямо травить. Он стал болеть, потом прогуливал, обманывал нас, но недолго продержался, у нас очень доверительные и близкие отношения, он всего, наверное, раза три прогулял и признался.
Мы пытались наладить его отношения с математичкой, но там какая-то серьезная проблема. Других школ рядом не было. А тут у него случился коклюш, это же три месяца карантин! И как же он был счастлив! Рисовал целыми днями, стал быстро-быстро делать уроки (даже математику!) и скорей бегом к «станку».
Ну мы и решили, что нет смысла его мучить, седьмой класс он был на домашнем (и полгода на море), потом нашли он-лайн школу. Сейчас в художественном училище учится, не оторвать его».
Как вы видите, в этом случае сплелись несколько обстоятельств: некоторые индивидуальные черты характера ребенка, не слишком доброжелательная обстановка в школе («учительница травит») и чуткие родители, которые не стали подгонять своего сына под условия задачи, а позволили ему реализовывать свои стремления. Я довольно долго общалась с этой семьей, так что могу сказать и том, какие факторы позволили этому проекту состояться.
·       У родителей очень хорошее образование, причем охватывающее все края образовательного спектра: папа (исходно) инженер, мама (исходно) журналист. То есть, им не пришлось нанимать педагогов, чтобы проходить с сыном школьную программу, они все могли объяснить сами.
·       Родители работают из дома, имеют возможность и контролировать, и выгуливать, и возить по разным интересным местам.
·       У ребенка есть друзья по интересам: соученики по художественной студии, просто друзья во дворе, он не изолирован от сверстников.
·       Вся семья приучена работать в автономном режиме, мальчик с раннего возраста видит, как трудятся родители, имеет представление о плане, распорядке, рабочем графике и тому подобному. И умеет отдыхать самостоятельно.
Что мы видим в результате?
В средней школе домашнее обучение принесет много пользы спокойным, усидчивым, высокочувствительным детям, у которых довольно спокойные и собранные родители и есть адекватное общение со сверстниками.
Плохая идея – запереть дома 9-13 летнего человека на основании того, что «у него в школе проблемы», оптимистично понадеявшись на его сознательность и самостоятельность. Домашнее обучение – это сложный и многоплановый проект, в который должна быть вовлечена вся семья.
В следующем номере мы расскажем о том, как правильно устроить домашнее обучение в старшей школе, включая подготовку к экзаменам.

Воспитание Школа Адаптация
Made on
Tilda