Читать

День учителя

Сегодня хочу написать про разницу между "обучать" и "использовать учеников в качестве сосудов для себя".
Некоторое время назад я встрепенулась, вспомнила, что давно что-то не училась (давно - это года четыре, занята была очень), схватила короткий курс по психоанализу, онлайн. И довольно быстро поняла, что промахнулась с выбором формата: это _классический_, прям до дрожи и запаха мела, способ обучения. Маститый, признанный, обрегаленный, очень пожилой мужчина зачитывает собственный текст двум сотням молодых женщин. Слушателей-мужчин в аудитории примерно два. Текст доклада настолько сложный, туманный и неразборчивый, что я продираюсь сквозь распечатку со скоростью один абзац в день. На двух языках, потому что иногда мне кажется, что я забыла русский, до такой степени я ничего не понимаю. И после семинара мне не становится понятней, наоборот, я чувствую себя абсолютной бестолочью, никчемной и неспособной к обучению.

Если бы в моей жизни не случился курс, который вел Фрэнк Йоманс, думаю, я вполне могла бы прожить до старости в неколебимом убеждении "дура-дура-дура я, дура бестолковая!". Потому что так было устроено все обучение во всех моих штудиях: приходит небожитель в сияющих одеждах, вещает нечто на божественном, прилежные ученицы внимают и записывают, после чего небожитель отбывает к себе на Олимп, а растерянные студентки собираются в кружки и пытаются расшифровать полученную небесную мудрость. Перевести с божественного на человеческий.
Иногда идут к какой-нибудь Катерине Александровне на кухню, и она (в качестве репетитора, ассистента на кафедре, просто "ведущей группы") растолковывает, разжевывает, скармливает по чайной ложечке это великолепное сакральное знание в удобоваримой форме. Это называется "сделать сложное - понятным", мой special gift.

В символическом смысле это даже красиво: Отец дает Матери семечко знания, идею, она принимает это семя в свое пространство (матку), питает его, оберегает, предоставляет себя в качестве плодородной почвы для крошечного ростка, чтобы потом могучее дерево принесло плоды (просвещения) и передало ДНК дальше. Ну здорово же, скажите!

"Я -страница твоему перу!
Все приму. Я белая страница!" - Марина Цветаева вообще довольно экзальтированная особа была, красиво выразила эту идею мужского-женского взаимодействия.

Но так как это символическая картинка, в реальности хороший учитель должен эти функции совмещать: вот вам теза - теория, гипотеза, некий конструкт, а вот вам подробный разбор всех понятий, модели, выводов и практических виньеток. То есть, не только широким жестом швырнуть мамонта на порог, а еще и приготовить его, чтобы деточки могли усвоить эти ценные нутриенты.

Мне кажется, в современной реальности мы имеем дело с очень нарциссической моделью патриархального Учителя, когда ученики мыслятся именно пустым сосудом для контеинирования грандиозных идей. Единственное чувство, посещающее слушателей после такого взаимодействия - ощущение своей ничтожности и никчемности. Пойду, убьюсь ап стену. Не буду продолжать род (психологов). Кто я - и кто Он?
(Кажется, я случайно открыла секрет, почему люди учатся-учатся, как не в себя, а практиковать не начинают. Ок, один из секретов).

_Достаточно хороший_ учитель, как и достаточно хорошая мать, заинтересован в росте, развитии и становлении своих учеников, потому что видит в этом не конкуренцию, а сотрудничество. Он состоялся в своей профессии, удовлетворен своей карьерой, наполнен и стабилен. Он растит _поле_, создает среду, в которой всем будет довольно всего. Ему интересно наблюдать и быть рядом с учениками, из этого контакта может вырасти долгая дружба на всю жизнь. Счастлив тот, кому повезло такое встретить.


Школа Про взрослых Для специалистов Супервизия
Made on
Tilda