Схожие чувства потом вернутся в подростковом возрасте, когда близость – такая желанная, такая необходимая душевная близость с ребенком начинает причинять боль обоим участникам контакта.
«Ну что ты такой грустный? Мама ушла на работу? Ну, ничего, вот тебе пряничек, а еще мы сейчас пойдем в зоопарк/цирк/магазин, купим тебе то и это, и вот смотри-смотри, слон летит!».
"Спасибо, очень ценно", - пишет мне в комментариях читательница. - "И очень сложно, когда ребенку на переживание нужно несколько дней, например. Тогда начинает казаться, что он "застрял" в негативе, что он "сам себя накручивает" и нужно уже его вести к выходу из этого состояния. То есть бывает такое, что ребенок застревает и снова и снова расковыривает болячку? Или это уже родительская рационализация происходящего? И нужно ли уже куда-то его уже выводить и учить "видеть и хорошие стороны"?"
А вот с близкими есть ловушка: мы почему -то считаем, что несем ответственность за их душевное состояние (которое по умолчанию должно быть ровно-положительным). И, находясь в своей тревоге "а хорошая ли я мать /жена /дочь", начинаем страдальца из его печали вытаскивать.
Конечно, нет. В приведенном выше взаимодействии, условно говоря, «тоскующего покинутого малыша – бестолковой мамки/бабки/няньки» пропущены два очень важных шага, которые, собственно, и превращают довольно бессмысленный набор заклинаний в целительный контакт, возвращающий к жизни: назвать эмоцию и дать возможность прожить ее до конца.