Вчера наконец посмотрели последний мультик Pixar, Душа. (А надо было оставить оригинальное название, Soul, а так вся игра слов пропала). Я не то, чтобы разочарована, но как-то мало мне оказалось, мелко, поверхностно. Больше Дисней, чем Пиксар. Я так понимаю, что Дисней убирает всю Тень, и весь секс заодно, поэтому не хватает напряжения и динамика практически отсутствует. Антагониста тоже нет. Получается, история для малышей лет примерно двух, но на экзистенциальную тему выбора предназначения. Если держать в голове этот факт (мультик для младшей группы детского сада), то сама постановка проблемы перестает смущать: ок, для малыша одобрение и подтверждение правильности его выбора некими верховными божествами абсолютно естественно и разумно. У самого Искателя никаких критериев оценки нет, он не может сам почувствовать или определить, попал он в цель или промазал. И то, что "мишень" на пузе Двадцать Второй внезапно начинает светиться, становится неожиданностью и для неё, и для Джо. Честно говоря, и для меня тоже это стало изумлением. А зачем тогда все эти намеки на истинное предназначение Джо - педагога, вдохновителя, психолога? То, что он бредит джазом, музыкой, фортепиано, было понятно с самого начала, где же трансформация героя, ёлы палы? А в чем предназначение Двадцать Второй? Она гениальный потребитель жизни? Тут я вспомнила, сколько у меня похожих запросов от юных и молодых. "Не могу понять, чем мне заниматься. Не могу найти своё дело, хочу, чтобы меня что-то сильно увлекло, тащило, хочу попасть в свою волну". И пока эту самую волну не почувствую, ничего другого делать не буду. В терапии с такими людьми ужасно тяжело. Я начинаю засыпать, отключаться, тормозить. Ощущение, как будто тебя бетонной плитой придавило. Очень сильный страх разочарования, результат должен быть не менее, чем вселенского масштаба, иначе не стоило и затеваться. И какая-то постоянная усталость, еще даже не начинал что-то делать, а уже такая тоска, невыносимо. Вообще-то это называется нарциссическая опустошенность. Возникает в результате взаимодействия с матерью-чайкой: прилетает внезапно, требует демонстрации достижений, дает непонятную оценку и улетает. иногда предварительно нагадив на голову. У ребенка не вырабатывается никаких критериев оценки себя и своих действий. Почему вчера за эти каляки-маляки меня похвалили и погладили по голове, а сегодня даже не взглянули, или вообще - разорвали рисунок и сказали "лучше бы читал, чем фигню всякую корябать"? Или вот, например, на прошлой неделе я начистила кастрюлю картошки к маминому приходу с работы, и она меня хвалила и даже по телефону кому-то рассказывала, какая я помощница и умница, а сегодня за _то же самое_ наорала и наказала. Почему? (Потому что на прошлой неделе у мамы было настроение "бедная я жертва патриархата, никто мне не помогает и не заботится", и картошка была в масть, потому что без просьб и напоминаний (это самое главное!), а сегодня она была в гневе после разговора с начальником, и настроение было уже другое: "Почему со мной никто не считается?!". А тут ты со своей не нужной инициативой, а должна была не выбегать в прихожую с гордостью "правда я молодец!", а смиренно и молча помогать матушке раздеться и заискивающе спрашивать, как прошел ее день. Понятно? Ты просто не угадала ее настроение, вот и все). Причем тут предназначение? Правильно выбранная стезя может защитить тебя от претензий матери. Высокий выбор (occupation) становится тем "третьим", кто становится между ребенком поглощающей, оккупирующей матерью (а вот и долгожданная игра слов!). По идее этим третьим должен быть отец, но его или нет, или он недостаточно силен, чтобы противостоять захвату матери. И тогда профессия, работа, дело всей твоей жизни становится твоей броней, опорой. Так что непростое это дело, профориентация