"Меняют люди адреса,
Переезжают, расстаются...
И лишь осенние леса
На белом свете остаются".
Геннадий Шпаликов
***
Пересмотрела вечером "Хороший год", который с молодым Расселом Кроу и юной Марион Коттийяр. Изумительный фильм, просто настоящий шедевр из, в общем-то, слабого материала. Я пыталась читать роман - вяло, слабо, сюжет отсутствует, герои тоже. А Ридли Скотт снял такую щедрую, изящную, живую историю, при том удержался от штампов, не свалился в слащавое...
Чтоб вы понимали, это тот же человек, который снял все самые страшные и пронзительные фильмы последних 40 лет, от которых внутри все переворачивается, погуглите.
Собственно, я продолжаю гнуть все ту же линию свою: взрослый, зрелый человек - тот, который способен удерживать и выдерживать амбивалентность реального мира, не расщепляя его на полюса "добро/зло". Только наличие Тени делает объекты объемными, стоит ее убрать, и вместо живых людей остаются только плоские картинки на картоне.
Мне кажется, мир сейчас поражен нейроинфекцией: в какой-то момент верх взяли очень инфантильные, жестокие ребята, которые требуют, чтобы "все было так, как я хочу, чего тут сложного?!". Это уровень функционирования ребенка лет двух.
А Скотт заставляет своих героев смиряться, и плакать, и принимать правду _другого _. Ещё он заставляет их делать взрослый выбор: ты не можешь иметь сразу всё, или ананаска, или мотоцикл (как сказано в другом великом произведении о экзистенциальном выборе, "Отягощенные злом").
Ужасно не хватает взрослых мужчин. Куда подевалось знание, что нормальное состояние взрослого человека - это 80% вина перед всеми и 18% печаль?
Оставшиеся 2% ты тихо радуешься.
Скотт предельно символичен, но не сваливается в назидание, в иллюстрации к азбуке, чем нас так сильно раздражает Голливуд.
Вот главный герой подпрыгивает на трамплине, доска трещит и ломается, и он летит мордой в навоз _в прямом смысле_. Смешно и глупо.
Наверное, будь это мэйнстрим комедия, нам бы дожали комического, герой бы быстренько осознал, как плохо и эгоистично он вел себя до сих пор, потом появилась бы прекрасная фея и герой был бы спасён.
Фея появляется.
Герой остаётся плавать в навозе до вечера.
Потому что для глубоких психических изменений нужно время.
Так вот, о больном мире.
Два года карантина обрушили главные принципы существования Западной культуры:
Связь всех со всеми
Свобода выбора
Как потопаешь - так полопаешь.
Последнее очень важно. Чтобы получить качественный дофаминовый приход, надо сначала сильно напрячься, попотеть. В фильме это отличная сцена теннисного боя: оба противника просто измочалены, но страшно довольны. В отличие от первого эпизода, где Макс одерживает верх в грандиозной брокерской афере, просто изобразив усилие.
Нарциссический триумф, после которого он остаётся в ещё большей тревоге и опустошенности.
Мир, в котором от возникновения потребности до ее реализации - два клика одним пальцем по экрану смартфона, колотится в адовой тревоге. Адреналин невозможно растратить в стрим играх, он там только нарастает. Дофамин не вырабатывается от гоняния разноцветных шариков. Сколько не пиши "обнимаю", организм не верит, что за наебалово, где ощущения и запахи?
Когда мы смотрели это фильм 16 лет назад на большом экране, я была потрясена и прожила эти два часа там. Ридли Скотту удалось передать и запахи, и звуки Прованса, и ощущение разъедающего глаза пота после тенниса, и разряженный ртутный воздух open space офиса.
Кажется, тревога становится гораздо меньше, когда за хлебушком надо идти ногами в гору по жаре
или по морозу.
Короче, я пошла дрова разбирать.
Коровы у меня все равно нет.