Читать

Король Лев

Анимационный фильм “Король Лев” вышел на экраны в 1994 году, и это был прорыв. После трех десятков довольно плоских, очень предсказуемых (хотя и отлично сделанных – из одинаковых стандартных элементов) фильмов о сказочных страданиях хороших девочек и мальчиков, где добро и зло было ясно различимо и финал не представлял собой никакой неожиданности, история о взрослении и становлении юного принца Симбы внезапно приобрела архетипический размах.
И самое в ней удивительное, заставившее взрослых усомниться в демократических ценностях компании Дисней – это отчетливое послание “Если уж родился королем – будь им, несмотря ни на что”. Это мы что, за наследственные монархии голосуем рублем и долларом? На самом деле, именно обращение к фигурам Короля, Королевы, вероломного дяди-претендента на престол, а так же недвусмысленный призыв к Симбе быть верным своему долгу и делают этот детский мультик совсем не детским. Ну, кроме божественной музыки сэра Элтона, конечно. И потрясающей отрисовки. Не знаю, как вы, а я пересматриваю “Короля Льва” с каждым следующим ребенком, всегда реву в сцене гибели Муфасы, а диск с песнями навечно вшит в аудиосистему нашего семейного автомобиля.
Итак, что за история разворачивается перед зрителями? Почему так трогают, потрясают, восхищают события, происходящие в Африке, но вне времени?
Вначале мы видим идеальный мир идеальной семьи: могущественный, мудрый, сильный отец, нежная заботливая мать, ужасно милый непоседа-сынок. “До восхода солнца это твой сын” – говорит жене Муфаса сонным голосом, но Симба требует участия, и “включенный”, то есть, нормальный отец поднимается, хоть и ворча, и идет заниматься ребенком: обучать его добывать себе еду, общаться с окружающим миром, попутно объясняет ему сложную философскую концепцию жизненных циклов и ответственности всех перед всеми. Самое главное – его, Симбы, ответственности перед вверившимся народом.
(Тут еще можно заметить, что Муфаса занимается малышом именно “после восхода солнца”, то есть, когда работает сознание, разум. Отец вводит ребенка в мир порядка, структуры, света, тогда как мать, традиционно, заботится о нем ночью, когда символически разум спит и наступает время бессознательного).
Счастливое, ничем не омраченное время дошкольного и младшешкольного детства: родители мыслятся как всемогущие боги, мир вполне упорядочен и справедлив, всех дел у тебя - хорошо кушать и не слишком нарушать запреты. Над занудным ментором Зазу можно не слишком злобно потешаться, гиен лучше обходить стороной, а уж если влип – папа примчится и спасет. Он ведь только для этого и живет, папа, чтобы любить защищать тебя.
В этом возрасте очень важно, чтобы родители выступали сплоченной парой: ребенок не должен вклиниваться между ними, например, становиться замещающим партнером матери при отсутствующем отце. Живой и сильный Муфаса обеспечивает возможность для сына расти и развиваться, освобождая его от необходимости заботиться о благополучии матери.
В своей практике я часто вижу последствия трагического отсутствия отца в жизни мальчика: снаружи кажется, что он рано повзрослел, стал “надеждой и опорой”, но внутри мы видим малыша в чужих взрослых доспехах. Он вырос внешне, оставшись незрелым психологически. Как мы увидим далее, Симба тоже не избежит этой ловушки.
Интересно, авторы сценария сознательно использовали сюжет “Гамлета, Принца датского” или это получилось случайно? Так или иначе, но злокозненный дядя Шрам коварно манипулирует малышом Симбой и убивает благородного Муфасу, попутно внушив львенку, что это он виноват в смерти отца. И ему ничего другого не остается, кроме как сбежать в пустыню, отказавшись от любых притязаний на трон. Да и не было у него никаких притязаний, всех интересов – гонять по саванне страусов и зебр вместе с подружкой. Но “мальчик вырастет и станет мне мстить”, как хорошо известно всем узурпаторам (а цитата из другого гениального и пророческого произведения, пьесы Евгений Шварца “Дракон”), поэтому Симба должен исчезнуть, забыть свое имя, отказаться от судьбы ради спасения жизни.
В реальной жизни мы наблюдаем эту коллизию ситуациях, когда отец умер или исчез, а ребенок считает, что он в этом виноват. Он никому не говорит об этом, потому что тайна слишком страшная и слишком стыдная, поэтому никто и не догадывается о причинах странных и необъяснимых изменений в поведении ребенка: перестает нормально есть, плохо спит, отказывается от привычных удовольствий.
Хорошо, если среди близких есть чуткий и грамотный взрослый человек который сможет распознать симптомы депрессии, тогда есть шанс, что горюющего ребенка приведут на прием к психологу. Или просто кто-нибудь обнимет его и скажет: я вижу твое горе, я сочувствую тебе, ты ни в чем не виноват. В любящих объятиях, в потоках слез гораздо легче выразить свою неизбывную вину: это все из-за меня. Я плохо себя вел, не слушался, поэтому папы больше нет. И услышать с облегчением: нет, это не так. С
имба оказывается в как-бы-раю. “Как бы” – потому что это рай без правил, без ограничений. Нет Отца-Создателя и Вседержителя, некому тебе что-то запрещать, никого не волнует, как ты себя ведешь. Хочешь – бегай день-деньской по улице, ой, то есть, по джунглям, хочешь – жри всякую пакость, совершенно для тебя непригодную, дождь умоет (а раньше матушка-Сараби заставляла умываться каждый день, да, и вылизывала шершавым языком), никакой Зазу тебе не указ. Свобода! Акуна Матата!
Правда, иногда чувствуешь себя очень одиноким, несчастным, маленьким и глупым перед огромным бескрайним Космосом. И нет никого рядом, кто бы поставил границы, показал путь, напомнил о том, кто ты на самом деле.
В подростковом возрасте, если юноше отсыпали в избытке темперамента и упорства, а родители слабы, или болеют, или отстранились от воспитания по каким-то иным причинам, он получает себе этой желанной свободы больше потребного. “И что вы мне сделаете?” - спрашивает обнаглевший от собственной крутизны парень. – “Ничего? Так я пошел к друзьям”. Если повезет, и на его пути встретится мудрый учитель Рафики (хоть и с тяжелой палкой), то жизнь дурачка спасена. Если же нет – плохи его дела. Гиены (читай: наркоторговцы и прочий криминал) только и ждут, когда он попадет в их лапы. Я много раз слышала подобные истории, у них не бывает благополучного исхода, даже если герою и удается вырваться более-менее целым, без осознания своих целей в жизни молодой человек продолжает влипать в одну неприятность за другой.
Симбе везет: сначала Рафики, потом Нала вызывают к жизни воспоминания об отце, требуют, чтобы уже не беспомощный малыш, а молодой Лев восстановил порядок и принял на себя ответственность за королевство. Мы видим, что оставленные без законного правителя, изнемогающие под властью жестокого тирана-узурпатора джунгли на грани гибели.
Так бывает всегда, от начала времен: где нет законной власти, там запустение и хаос. Захватчик не может заботиться о земле так, как это делает хозяин, настоящий правитель опирается на взаимное желание граждан быть вместе, тогда как оккупант всегда прячется за спинами гиен.
В этом смысле “Король-Лев” еще и мощный воспитательный инструмент, позволяющий объяснить детям (да и некоторым взрослым) важность легитимной, законной власти. Без настоящего Короля земля нищает, перестает плодоносить, источники пересыхают, перестают рождаться новые детеныши.
Симба вступает в смертельную схватку с убийцей своего отца. На его стороне правда, но он уязвим: он до сих пор думает, что виноват в смерти Муфасы, и это заблуждение делает его слабым. Так любая постыдная тайна парализует нас стыдом, лишает воли, превращает в пустую тряпичную куклу. В последнюю секунду, когда все висит на одном коготочке, Симба как будто приходит в себя, в прямом смысле: становится тем, кем родился. Сыном своего отца, любовь которого придает ему огромную силу. Он обретает и любовь, и уважение, и верных друзей ( а не корешей-собутыльников). Он занимает свое законное место. Великий фильм, без каких-либо скидок великий. Время от времени надо напоминать себе о незыблемых вещах: чей ты сын или отец. В чем твой долг. Кто твои друзья. Чему ты служишь.


Дети Воспитание Семья Про_кино Facebook
Made on
Tilda