Читать

Почему не работают "разговоры по Гиппенрейтер"

Первое.
Когда мы разговариваем таким странным и очень непривычным способом с маленькими детьми, мы _обучаем_ их тому, как обращаться со своими сильными чувствами. "Ты сейчас злишься на маму и хочешь ее ударить. Я тебя понимаю, конечно, очень обидно, когда тебе не разрешают <...>, Но делать больно никому нельзя. Кричать можно, если никто не спит. Можно бросаться мягкими игрушками. Нет, грузовиком бросаться тоже нельзя. Мне очень жаль, дорогой".
Все эти казённые слова потом станут внутренней речью вашего ребенка, а ещё позже - интроектами, глубоко укорененными правилами поведения и способами обращаться с собой, близкими и миром в целом.
Второе.
Вы поразитесь, какое огромное количество взрослых людей не в состоянии проделать эту элементарную работу: назвать эмоцию, удержать ее внутри и отпустить, с глубоким выдохом. Все предыдущие года и века нас обучали как раз НЕ удерживать эмоции, а сразу пускать их в дело.
Разозлился - наорал или ударил. Расстроился - тоже наорал или ударил.
Да практически по любому поводу можно наорать или ударить.
Вариант: выпить.
Третье.
Детей приучают нести ответственность за эмоциональное состояние родителей. Все это "плохой мальчик, расстроил маму!", или "у меня из-за тебя голова болит" с одной стороны, даёт ребенку ощущение невероятного могущества ("я могу управлять маминым самочувствием"), с другой - приучает к мысли, что ты отвечаешь за мир во всем мире, как минимум.
Причем тут разговоры по ГИППЕНРЕЙТЕР?
А при том, что со взрослыми людьми они не работают! Нельзя обращаться с партнёрами (по любому виду бизнеса, от семьи до корпорации) так, будто им два года.
В рабочих или партнёрских отношениях никто не берёт на себя обязанность эмоционально обслуживать других. Единственная ситуация, когда это вообще приемлемо, это отношения "родитель-маленький ребенок", причем исключительно в одну сторону: родитель контеинирует эмоции ребёнка. Не наоборот.
В любых других отношениях разговоры формата "я вижу, что вы расстроены" вызывают только раздражение, если не ярость.
ПыСы: сразу отвечу на вопрос "а как же реагировать".
Задавать вопросы. "Ты расстроен? Я могу тебе помочь?". И принимать ответ "нет", ежели оно так.
Детский сад Воспитание Эмоции Семья
Made on
Tilda