Читать

Возраст любви

Что имеют в виду люди, когда говорят «Я его/её люблю!»? Про взрослых вроде бы все понятно. Миллионы слов написаны, миллионы метров кинопленки сняты на эту тему, песни поют и танцы пляшут.
А вот наши дети? Как идея любви появляется в их маленьких головах, растет и развивается, и приобретает характер стихийного бедствия к подростковому возрасту?

Дошкольники. Еще не любовь, но уже семья

Где-то около трех лет наши малыши начинают выражать свои чувства словами. До этого момента они в основном действуют: больно бьют или крайне доброжелательно предлагают обслюнявленную половинку печенья. (Это еще если повезет. Мне тут одна полуторагодовалая красотка предложила…вытащенного изо рта майского жука. Исключительно в целях налаживания контакта и добрососедских отношений.) А вот в младшей группе детского сада уже вовсю цветут матримониальные настроения:
- Мамочка, мне Даник сделал сегодня предложение. Мы поженились и у нас родились дети. А Сонька ужасно ревновала, плакала. Даник на ней женился тоже, и мы помирились.
Многие мальчики вспоминают потом момент «удара молнии»: вошла ОНА, и мир осветился, время остановилось, все остальные люди куда-то пропали, и осталось только бухающее сердце.  Я тоже помню свою первую любовь и всех своих тогдашних «детей» по именам. Ребенку в этот момент может быть четыре-пять лет, возраст романтической любви, так называемый эдипальный период.
После того, как младенец сначала обнаружит себя в мире (от нуля до полутора лет), потом других людей и себя отдельно (от полутора до трех лет), наступает время ОТНОШЕНИЙ. Малыш просто обожает родителя противоположного пола, говорит ему комплименты, обещает жениться, а с родителем своего пола начинает конкурировать и ссориться.
Трехлетняя Аля, наблюдая в окно соседскую свадьбу:
- Вырасту, надену на голову занавесочку белую и буду с папой танцУничать.
В это время крайне важно поддержать нежные чувства влюбленного человека, но, в то же время, развернуть энергию его либидо (влечения к жизни по Фрейду) в сторону сверстников.
- Да, дорогой, я тоже очень тебя люблю, но я замужем за папой. Когда ты вырастешь, ты тоже найдешь себе любимую девушку и женишься на ней.
Моего сына, например, чрезвычайно утешало обещание его СОБСТВЕННОЙ, отдельной, только ему принадлежащей девушки. Которой не придется делиться.
Девочкам немного сложнее, потому что им надо одновременно идентифицироваться с матерью (принять свою женственность) и отделиться от неё. Поэтому призываю вас, мамы: будьте внимательны со словами в адрес своих дочерей. Я слушала много раз на приемах, как буквально одна уничижительная фраза, брошенная в сердцах, создавала девочке проблемы с самооценкой на многие годы.
- С твоей фигурой лучше юбку не носить, - вроде бы заботливо говорит мама… И девочка всю жизнь ходит в штанах. Но это так, к слову пришлось.
Так вот, в дошкольном возрасте дети увлеченно играют в семью. Их волнуют бытовые аспекты, прогулки с коляской, приготовление ужина, ссоры, возможно, драки. Они ходят парами «в гости», приглашают на свадьбу, обожают венчаться.
У нас в группе обнаружился выраженный дефицит мальчиков: соотношение 1:2, из имеющихся 7 представителей мужеска пола один писается, один не разговаривает вообще, один мелкий до невозможности, двое все время ревут и хотят к маме.
Так что кареглазый крепыш Тихон оказался в положении падишаха. Или петуха в курятнике. Повышенная плотность невест на единицу площади привела к тому, что девчонки «активно детородного возраста» стали ходить в сад только и исключительно в бальных платьях. Моя дочь была выбрана королевой бала и парила. Королевская чета правила мудро и милостиво, подданные процветали, наступил на Земле мир и в человецех благоволение.
Пока королеву не срубил злой вирус.
На борьбу с вирусом ушли три недели, а вернувшись, Лизка обнаружила, что её место рядом с Королем занято разлучницей: другой Лизаветой. (Надо сказать, что 2004 год оказался очень урожайным на Лиз, в нашей группе их было шесть). Отвергнутая и униженная, моя дочь рыдала в раздевалке, Тихон ходил у неё за спиной, что-то бубнил, а из спальни ему коварно улыбалась Лиза Т., что делала извинения абсолютно неубедительными. В конце концов, она его простила, но мужчина уже распробовал прелесть вольной жизни и за год успел постоять в паре со всеми девочками, кто соглашался.
Ну, узнаете сюжет большинства сериалов? Малыши 3-7 лет живут в мире мифов, волшебных сказок и архетипов. То, во что потом будут верить взрослые тетеньки, совершенно реально для них здесь-и-сейчас. Возвышенный и очень романтичный возраст.
Секс для них существует только на словах, причем довольно глупых и грязных, поскольку никто толком не понимает, что это означает. Добавьте сюда традиционную непонятную стыдливость педагогов, абсолютное отсутствие информации, доступной для понимания дошкольника в телевизоре, битье по губам за неудобные вопросы…Как будто не все мы появились на свет в результате смешных и странных телодвижений наших родителей!
Самая лучшая книжка на тему секса, адаптированная для восприятия маленьких детей, называется "Как я появился на свет" автор Катерина Януш, рисунки Мерви Линдман .
Очень бережно, деликатно и с юмором детям рассказывают историю встречи, романтической любви, свадьбы и СЕКСУАЛЬНЫХ отношений родителей маленького героя книги. С живыми, но определенно схематичными иллюстрациями. С одной стороны, авторы полностью раскрывают (или закрывают) тему. С другой стороны, все делается максимально точно и аккуратно в смысле терминов и наименований. Очень рекомендую.
Моя младшая дочь притащила книжку в сад, когда ей было пять лет. Самый пик интереса к вопросам размножения, «Мам, а откуда я взялся?», «А что, папа тоже помещался у бабушки в животике? А как он туда залез?». Пожилая и очень трепетная воспитательница наотрез отказалась читать. Я все понимаю, сказала мне она, вы психолог, у вас и дети другие, но я эти слова даже выговорить не смогу.
Зато я смогу, заявила её напарница, лет на 20 моложе.
И она с удовольствием прочла детям всю книжку после дневного сна, и показала и объяснила картинки.
После чего мы имели дома такую речь:
- У девочек в животе такие клеточки, когда папа дает маме семечко, из него вырастает ребенок. Поняла, мама?
Поняла, ага, а как же. Процесс собственно «засевания» их, очевидно, не впечатлил.

Все дети делают ЭТО

Вопрос деликатный до такой степени, что невозможно говорить вслух. Хотя звонят и пишут мне обеспокоенные родители регулярно. Как минимум раз в месяц раздается звонок, и мама, взрослая женщина, запинаясь, мыча и помогая себе руками, пытается объяснить, что у них «это». Страшное «это», которое нельзя даже назвать. Оно. Она. Онанизм.
Что делать? – восклицают ужасно напуганные мамы (папы почему-то не участвуют в процессе перевоспитания). – Это же ужасно! У неё что – психологические проблемы? Мы его мало любим? Не уделяем достаточно внимания? А вдруг у него начнутся припадки?!
Давайте честно признаемся: вид пыхтящего, покрасневшего, взмокшего малыша, который смотрит стеклянным взглядом сквозь предметы, а потом разом обмякает и как будто засыпает ненадолго – не самое приятное в мире зрелище. Потому что мы ДУМАЕМ, что это как-то связано с сексом. А секс и дети – вещи несовместимые, биологический запрет на инцест (сексуальные отношения с собственными детьми) заложен в нас миллионы лет назад, гораздо раньше, чем появилась любая религия, цивилизация и культура.
Запрет же на собственно мастурбацию был описан в Ветхом Завете; об этом постоянно напоминают в церкви любой конфессии, да мы же сами еще помним, как в садике нас укладывали спать с обязательным «ручки под щечку»! а все из-за чего?
Во-первых, долгое время считалось, что онанизм приводит к слабоумию и сумасшествию. Суеверие это произошло от того прискорбного обстоятельства, что умственно-отсталые подростки и взрослые, содержавшиеся в сумасшедших домах, онанировали постоянно и прилюдно. Причину перепутали со следствием. Во-вторых, если вспомнить, что в СССР секса вообще не было, а была только любовь и дружба, то становится понятно, какой ужас вызывала сама возможность: дети обнаружат, что у них есть половые органы и станут ими пользоваться!
Пишу, и сама ловлю себя на том, насколько мне трудно говорить об этом. Ладно, попробую в жанре «советы врача»:
  1. Примерно около двух лет дети обнаруживают, что если проделывать ритмичные и стимулирующие движения в области половых органов, то возникает восхитительное и очень приятное ощущение, которое потом разливается по всему телу. И начинают практиковать это удовольствие в любом месте, где получится. У них нет еще ни морали, ни стыда, они НЕ ЗНАЮТ, чем мастурбация отличается от ковыряния в носу. Все дополнительные смыслы вносят потом взрослые.
  2. Пик мастурбирования приходится примерно на три-три с половиной года, к четырем годам обычно дети уже хорошо знают о правилах приличия и научаются прятаться.
  3. Если ребенок мастурбирует, это НЕ означает, что он несчастлив, заброшен, у него невроз или он сексуально озабочен. Он просто научился получать удовольствие с помощью своего тела.
  4. Все что надо делать родителям – не делать из мухи слона, не акцентировать внимание ребенка, а последовательно и четко внушать ему мысль, что мастурбация – процесс интимный, сродни посещению туалета, и делать это на людях – неприлично.
И все. Никакой дополнительной воспитательной работы, никаких объяснений, ни, тем более, угроз и наказаний. Он не совершает ничего противозаконного, всего лишь не совсем приличный акт, мы же не пукаем в столовой, вот и ты не должен теребить свою письку за столом.
Я сталкивалась с ДЕЙСТВИТЕЛЬНО тяжелыми случаями неврозов, развившимися в результате слежки, контроля за руками и физическими наказаниями детей за мастурбацию. Это ужасно. Это самое настоящее насилие на сексуальной почве. Все равно, никто не может это остановить или прекратить по собственной воле. Разве что ценой полного отказа от своего тела.
Кстати, если ребенок все же продолжает мастурбировать прилюдно после четырех лет, это может быть сигналом неблагополучного развития психики. Но не раньше. Не в два года.

Началка. Близнецовые отношения.

Вот наши дети идут в школу. Первое сентября, все нарядные, незнакомые (или почти незнакомые, может, встречались во дворе, в садик вместе ходили). Но все равно – новые, чужие люди. С кем-то тебя ставят рядом на линейке, с другим оказываешься за одной партой, переглядываешься через ряд. Ты кто? Как тебя зовут? Ты будешь моим другом или врагом?
У семилеток обычно уже ярко выражены гендерные различия и предпочтения: девочки дружат с девочками, мальчики – с мальчиками. «Я с мальчиком не сяду!». А с девчонками учительница не дает сидеть, говорит, болтают. Приходится мириться с инопланетянином рядом с собой.
В этом возрасте разница в развитии просто бросается в глаза: девочки гораздо более взрослые, собранные, сознательные. Мальчишки, за редким исключением, охламоны и разгильдяи. Речь идет не об интеллекте или учебных навыках, а о самоконтроле и том, что в детской психологии называется «преобладание учебной мотивации над игровой». Вот этой учебной мотивации мальчикам пока не подвезли. По-хорошему, девочек надо отдавать в школу в 7 лет, а мальчиков – ближе к 9 годам, когда они наиграются в машинки и перестанут чувствовать себя героями мультика.
Это чистая физиология, к воспитанию не имеет никакого отношения.
Так вот, в начальной школе любови, как правило, гомосексуальные. Не надо пугаться, речь же не идет о сексе, я говорю о чистейших и невиннейших ОТНОШЕНИЯХ. Самым главным, важным и дорогим человеком становится ПОДРУГА для девочки и ДРУГ для мальчика. Подругами любуются, стараются одеваться одинаково, все вместе, делимся мельчайшими и интимнейшими переживаниями. Друг – третье мое плечо, он и мыслится как «такой же, как я». Обмениваются самым драгоценным: нарядами и машинками. Иногда просят родителей покупать вещи сразу в двух экземплярах, «мне и Насте» одинаковые туфли.
(А КАКОЕ было счастье, когда обнаружилось, что в соседнем подъезде живет девочка с тем же именем и фамилией!!)
Близнецовые отношения. Полное слияние, когда ценится именно сходство, обретение целостности в паре. То, что потом разовьется в романтическую любовь.
Дети, у которых нет такой пары, могут страдать, иногда довольно сильно, до субдепрессивного состояния. Если ребенок не умеет выстраивать отношения в паре, он может попасть в зависимость от более сильного и подавляющего партнера, который использует его, но не любит. Все эти таскания денежек, чтобы купить подарок другому, ожидания звонка, потеря себя ради дружбы…Один мой знакомый мальчик перестал ходить в кружок рисования, где делал значительные успехи, потому что друг не мог себе этот кружок позволить.
Родители, держите ухо востро, не отпускайте эту ситуацию на самотек. Ваш ребенок еще слишком мал, чтобы осознать, что его используют, им манипулируют. Он не умеет отстаивать свои интересы, этому надо учить. Так же и противная сторона, «манипулятор», скорее всего, совершенно не осознает, что происходит, он действует в рамках привычной семейной модели.
Моя младшая, Лизка, познакомилась с Ариной на школьном дворе. Оказалось, что и живем в одном подъезде. Арина старше на год, и гораздо, гораздо более взрослая (на первый взгляд). По крайней мере, она знает цену вещам и деньгам. И еще она «простая». Та простота, которая хуже воровства.
Поначалу я радовалась и поддерживала эту дружбу: девчонки ходят вместе в школу-из школы, играют на продленке, гуляют во дворе. Потом пришел ноябрь и как-то плавно все игры переместились в наш дом. «К Арине нельзя, - объяснила мне дочь. – У нее папа строгий, не пускает».
Напряглась я, когда они сломали мой новый зонтик. Ну, играли дети, что ж поделать. Потом был прожжен плед. Потом я заметила, что уходя от нас, Арина норовит как-то быстро и бочком проскользнуть мимо меня в дверь, а Лизка почему-то печальна.
Оказалось, что каждый раз перед уходом, Арина выпрашивает какую-то Лизкину вещь: «У тебя есть, а меня нет, отдай мне, а то я больше не приду к тебе». И ребенок мой совершенно не знает, как с этим быть, никогда не сталкивалась ни с насилием, ни с манипуляциями.
А почему сразу мне не сказала? А потому что Арина – подруга, а с друзьями надо делиться.
А ведь как славно все начиналось…
При хорошем стечении обстоятельств, когда дети примерно из одной среды, равные по силе и имеют общие интересы, эта любовь-дружба может продолжаться всю дальнейшую жизнь. Редко, но бывают такие отношения и между мальчиком и девочкой, только не приписывайте им никакого романтического содержания, это духовная связь, основанная на общих взглядах и увлечениях.
Тем не менее, я хорошо помню свой почти эротический восторг, с которым я рассматривала руку моей подруги и соседки по парте: такая кругленькая, смуглая, с ямочками у основания пальцев. Не то, что моя худая куриная лапа с косточками. Завидовала страшно. Как потом выяснилось, Светка с той же силой завидовала моему росту и длинным волосам. Так смешно сейчас.

Средняя школа. Сигналы иных цивилизаций.

Переход в среднюю школу означает еще и переход на новый уровень взаимоотношений. В девочках просыпаются девушки, а мальчишки все еще гоняют в футбол. Если в первом классе дети примерно одной комплекции, то к седьмому классу девочки уже отчетливо выше, крупнее, оформленнее мальчиков. И у них появляются эротические фантазии.
Самый банальный сюжет для Ералаша: 12летняя девочка, в завивке, с макияжем, модно и взросло одетая – и рядом её одноклассник, ниже на полголовы, битком набит спортивными или научными интересами, идут рядом, но явно не вместе. Разные планеты, разные цивилизации.
Если в этом возрасте на подростка сваливается любовь, то, скорее всего, это будет тайная и безнадежная страсть. Пожирать взглядом – но издалека. Посылать записки, но так, чтобы никто и ни за что не догадался, от кого. Плестись следом от школы до дома, прячась за машинами и отпрыгивая в сторону, если вдруг предмет обожания повернется. Масса фантазий и проекций, самоуничижение, «кто он/а, и кто я», все очень смутно и опасно.
При этом и у мальчиков, и у девочек, могут параллельно быть совершенно ненапряжные и дружеские отношения со всеми остальными представителями противоположного пола. То есть, ко всем мальчикам в классе я отношусь ровно-дружелюбно, с некоторыми даже катаюсь на роликах и играю в мяч, а вот этот, ОДИН, единственный, заставляет меня забывать обо всем и находиться в состоянии, близком к обмороку.
Так как будущую профессию (учительница) я выбрала года в четыре, мне всегда давали «подшефных»: отстающих, слабых учеников, чтобы я делала с ними уроки. И они приходили ко мне домой, мы часа по три что-то там худо-бедно изображали, не испытывая ни малейшего стеснения по этому поводу.
Но вот Вадик Белопольский…Ах! Брюнет с синими глазами. Я просто переставала дышать, когда его видела. И когда он должен был мне позвонить, чтобы узнать уроки, я ПЕРЕОДЕВАЛАСЬ (!!) в другое, «нарядное» платье, хотя время было древнее, до-скайповое, увидеть меня он никак не мог. Длилось это помешательство ровно до лета, пока я не услышала, как Вадик матерится.
На мой взгляд, единственная опасность этого возраста может заключаться в коллизии «девочка-подросток – более взрослый юноша», например, старшеклассник. Хорошо, если 16-17 летний молодой человек обладает здравым смыслом и из хорошей семьи. Со временем милая детская привязанность может вырасти в настоящую любовь, семью и супружество. А если нет? Мозгов у 13летней девицы точно не хватит, чтобы вовремя остановиться. Так что, дорогие мамы и папы, старайтесь не порвать очень хрупкую и болезненно-тонкую нить доверия между вами и ребенком в этом возрасте, больше слушайте и меньше морализируйте. Чтобы не пропустить и выловить в потоке бессвязных горячих речей сообщение о том, что «Миша пригласил меня на дачу, мы поедем вдвоем».
В этом возрасте пора аккуратно вводить первые сведения о взаимоотношении полов и безопасном сексе. Именно сейчас, пока ребенок еще не ушел в гормональный срыв, пока он еще слышит вас, пока эта тема не стала «темой номер один» и вы не выпали из списка достоверных источников информации.
О чем нужно сообщать
Первое, самое главное, о чем все время забывают: твое тело принадлежит только тебе.
Да, мы уже говорили об этом в детском саду, но сейчас стоит напомнить азбуку. Потому что раньше мы оберегали деточку от странных дядей за оградой садика, а теперь есть вполне близко знакомые школьники и приятели. В Америке и Европе в школах проводят специальные тренинги «Как сказать НЕТ наркотикам» и по тому же принципу «Как отказать парню, сохранив при этом отношения». У нас взрослые-то тетеньки не умеют грамотно себя отстоять, что уж говорить о девочке, которую уговаривает возлюбленный. Никто не должен тебя трогать, если ты этого не хочешь.
Второе, прямо вытекающее из первого: даже если ты хочешь этих отношений, ты должен/должна понимать, что у секса есть последствия. В виде незапланированных детей и очень тяжелых болезней, включая СПИД.
В 11-14 лет вы, уважаемые родители, вполне можете придерживаться медицинско-информационного стиля беседы. Только анатомия и гигиена, ну, чуть-чуть этики и психологии семейной жизни. Не можете сами выговаривать слово «контрацепция» - поставьте фильм производства ВВС «Мужчина и женщина» для средней школы (он выложен в интернете). Но вы ОБЯЗАНЫ поставить вашего ребенка в известность до того, как это сделает врач в женской консультации.
Обсуждаю на родительском форуме проблему полового воспитания подростков. К моему немалому изумлению находится довольно большая выборка мам, которые просто криком кричат «Не допущу развращения моего ребенка!!». Начинаю спрашивать, а откуда они сами черпали познания об отношениях взрослых людей. В пионерском лагере девчонки рассказали, было очень противно. Мальчишки за сараем обсуждали, было мерзко. Мама в 11 лет рассказала об абортах, потом в 13 о венерических заболеваниях, и когда я выходила замуж – о половом акте. Было очень страшно и отвратительно.
Понимаете? СНАЧАЛА об абортах, а потом о половом акте. О любви вообще ни слова. Немудрено, что теперь эти женщины не хотят, просто не могут разговаривать со своими детьми о сексе. Их-то как раз и развращали и травмировали.
Мне думается, что если ребенок в 5 лет узнает из хорошей детской книжки, откуда берутся дети, в 11 прослушает или посмотрит научную лекцию о взаимоотношениях полов, в 13 пройдет тренинг «как убедить партнера предохраняться», у него а) не будет безумных фантазий и страхов и б) он сможет вступить в интимные отношения, когда будет к ним готов. Не из любопытства. Не от того, что его заставили.
На самом деле, тема просвещения наших детей необъятна. Для будущей счастливой семейной жизни ребенок должен видеть разнообразные примеры, экспериментировать, быть осведомлен в очень разных областях. Уфф! Как все это сложно! Но нам придется с этим разбираться. Мы ведь родители.


Воспитание Дети Подростки Детский сад Фаберлик Style
Made on
Tilda