Дело в том, что критерии одаренности очень размыты, а соблазнов «вырастить звезду» у родителей в нашей пораженной злокачественным нарциссизмом культуре выше крыши.
Да, действительно бывает так, что у малыша проявляется абсолютный музыкальный слух или способности к стихоплетству. Или она «балетного сложения». Или мальчишка почему-то складывает числа безо всякого обучения и напряжения. Ну и что? Неужели это повод обрекать ребенка на совершенно недетскую жизнь, с надсадной учебой, постоянными тренировками, выступлениями, соревнованиями?Вы почитайте биографию Моцарта, которого всегда приводят в пример, как реализовавшегося вундеркинда. Это просто ужас, кошмар и «куда смотрит ювенальная юстиция?!». Причем папенька его, Леопольд, нисколечко не скрывал своих крайне честолюбивых и меркантильных планов. Да, писал он, маленький Вольфганг поправит мои карьерные и финансовые дела, раз уж Господь наделил его таким замечательным даром. И все мы помним, какую трагическую жизнь прожил этот маленький гений.
Потому что и родителям, и педагогам, очень лестно и притягательно находиться рядом со «звездой». Честно-честно, вы не представляете, какой это восторг: скромно опустив глаза и даже как бы сокрушаясь, говорить «ну, что делать, наградил бог талантливым ребенком, приходится соответствовать, а как же? На соревновании она же первое место легко взяла, значит, надо расти дальше».
У меня были в практике такие дети, много. Пианисты, гимнастки, математики, поэты. Обычно это дети с гиперчувствительностью, слегка не от мира сего, или слишком включенные в связь с матерью. Вот разве что художников с проблемами не встречала, похоже, им удается отрабатывать свои внутренние конфликты в творчестве. Ну и на сцену их не очень-то вытащишь, сидят себе в комнате, рисуют.
В 100% случаев рядом с ребенком-вундеркиндом должен быть взрослый, который не реализовал свои амбиции. Иначе никакого вундеркинда не получится, а будет просто мальчик или девочка, который любит писать рассказы, рисовать картинки и двигаться под музыку.И это правильно, это честно. Одно дело – отвести его в ближайшую к дому студию, чтобы ему там было интересно и весело, куда он сможет ходить сам лет с восьми, где друзья и безопасно, и совсем другое – погрузить его на много лет в жестко конкурентную среду, где постоянная борьба, интриги, страсти. Да, маме, особенно, если она сама принадлежит к демонстративному типу личности, в этом котле вариться только в удовольствие. Вся эта движуха с конкурсами, выступлениями, костюмами и прочим – круто! И ощущения причастности к чему-то великому, важному, настоящему!