Подготовительная группа детского сада, площадка, зима. Юля (наступая на Сашу и сжимая в кулаке лопату): – Почему ты со мной не играешь?! Я хочу с тобой дружить! Саша (пряча голову в плечи и отступая к веранде): – Юля, я сегодня не могу с тобой дружить, я не выспалась… Юля (энергично взмахивает лопатой): – А я хочу! Давай играть! Саша (чуть не плача и оглядываясь в поисках поддержки): – У меня, кажется, голова болит, я хочу побыть одна… Юля (топает ногами и машет лопатой): – !!! В этот момент я сочла возможным вмешаться. – Юлечка, – сказала я, – мне кажется, ты очень злишься. – Нет! – грозно воскликнула Юля и топнула ногой для пущей убедительности. Я не злюсь! Я просто хочу дружить. Саша благоразумно слилась с пейзажем.
Расшифровка посланий
В нашей культуре не принято злиться. Особенно девочкам. Особенно открыто. Начальство орет – гневается, женщина визжит – капризничает. (Цитата). Можно ворчать, бубнить, язвить, вставлять шпильки и дуться. Можно обижаться. В особо тяжелых случаях допускается прямое оскорбление собеседника («Дура набитая!»), но никогда нельзя заорать, как в американских фильмах: «Я тебя ненавижу!». Не принято. Потому что злая, сердитая, агрессивная особь женского пола – это очень страшно. Это могут себе позволить только те, кому уже нечего терять, для кого ярлык «стерва психованная» уже ничего не изменит в судьбе. Наши милые Юлечка и Сашенька просто блестяще продемонстрировали весь спектр возможных реакций. Смотрите: Юля заявляет о своем желании: «Я хочу быть в контакте с тобой». Представьте на её месте подвыпившего супруга, пришедшего поздно домой (поздно – потому что в тот момент Саша была занята игрой с другими девочками) и требующего чего угодно, от ужина до секса. Требует грубо, без предварительных ласк и поглаживаний. Ни тебе цветочка, ни хотя бы ритуального «Дорогая, как прошел день?». На его стороне сила и власть. Ну, или фантазия, что сила и власть на его стороне. В ответ Саша принимает позу «слабого и беззащитного»: я себя плохо чувствую, у меня болит голова, извини. То есть, вместо того, чтобы осадить хама, показать, что она его не боится, в конце концов, просто спокойно призвать к диалогу, Саша прячется в болезнь. Это тоже «принято»: отказывать мужу под предлогом головной боли. Это настолько стало штампом, что уже даже не смешно. Но Юля не отступает, она сердится сильней, багровеет и уже готова применить силу. Просто удивительно, откуда дети это все берут. Ведь если показать эту сценку родителям, они ни за что на свете не признают в действующих лицах себя. Почему Юля с ходу начала нападать? Потому что у неё уже было испорчено настроение, прямо вот с утра. Может, разбудили не вовремя, может, она сама заболевает, но пока не поняла этого. Есть вариант, что у неё был какой-то план на прогулку: строить с Сашей домик, например. А Сашу перехватили другие девочки. И она разозлилась. И вместо того, чтобы заорать на всю улицу: «Саша, я так тебя ждала, а ты с другими играешь!», Юля пытается соблюдать приличия. То есть пытается спрятать свою злость и говорить вежливо. Только текст не совпадает с невербальными, телесными посланиями: на языке «давай дружить», а в теле «я хочу тебя ударить». Так как человечество обрело речь (слова) гораздо позже, чем язык жестов, мы все реагируем в первую очередь на них. На жесты. На позу, на мимику, на интонацию. Можно прошипеть «Мой дорогой!» - и дорогой предпочтет задержаться на работе, лишь бы не слышать и не видеть этих признаний в любви. А можно называть своего ребенка Чудовищем, и он будет абсолютно счастлив, более того, может даже представляться этим прозвищем. Потому что главное – тон, поза, жесты. Даже обнимать ребенка можно так, что он будет или задыхаться, или мурлыкать. С Юлей все ясно, давайте приглядимся к Саше. Сашка – маленькая, хрупкая, с огромными глазами, тихим голосом, копия своей мамы. Когда ей было три года, я работала с ней по поводу многочисленных страхов, перенятых у мамы. Раньше её мама не работала и боялась всего на свете. В прошлом году она вышла на работу, и жизнь стала налаживаться: у неё изменился голос, пропали просительные и ноющие интонации, она научилась отвечать «Нет, просто нет». И Сашка тоже немного окрепла, даже иногда верховодит в группе (в отсутствие «старших по званию». У них вообще в группе матриархат, в группе девочек в два раза больше, чем мальчиков, и почти все – лидеры). Но на стандартную ситуацию нападения она пока что реагирует стандартно: если можно – утишить агрессора, подстроиться к нему, уластить; если не получается – спасается бегством. Моя практика как семейного терапевта говорит, что таким способом агрессора не унять, они только наглеют.
Способы выражать агрессию
Юлька, сказала я, давай я научу тебя правильно злиться. Смотри на меня! Сделай «зверское» лицо. Самое злобное, какое ты только можешь. Нет, не так, не надо корчить морды, просто оскаль зубы, сморщи нос, нахмурь брови и напряги все мускулы. Вот, правильно. А теперь – рычи. Просто без слов, низким звуком из середины живота, рычи: Р-р-р-р-р! (на самом деле, звук получается между р-р-р и ы-ы-ы-х!). Юлька старательно рычит, у неё получается. А теперь еще и ноги добавим, давай, Юль, топочи ногами посильней. Сожми руки в кулаки, но не размахивай ими, как мельница, а потряси возле тела, как будто угрожаешь. И еще добавь звука побольше: Ааааргх! К нам подтянулись еще дети, пока просто смотрят. А чего стоим, ничего не делаем? Ну-ка, встали полукругом и все вместе: РРРРР! Как я зол! Я просто сейчас лопну от злости! (Воспитательницы заинтересовано подтягиваются. Но тема волнует совсем не всех детей, большая часть продолжает свои игры. И правильно: не все испытывают трудности с выражением чувств). Обратите внимание: никакого направления эта злость не имеет. Мы говорим только о СЕБЕ и о своих чувствах, никто ни на кого не бросается, поэтому всем безопасно. Сравните два яростных крика: «Я тебя ненавижу!» и «Ненавижу!». Просто – «ненавижу», неизвестно кого. Когда человек говорит о себе, это никак не задевает окружающих. Вся тренировка длится не больше трех минут. Но дело сделано, Юлю явно «отпустило», она расслаблена, порозовела, дышит легко. Неожиданно к ней подходит Саша, заглядывает в глаза и спокойно говорит: «Пойдем в домик?». Остальные тоже расходятся.
Что мы сделали?
Мы прожили эмоцию телом. Мы ни на кого не нападали, не кидались с кулаками, не кричали «ты вонючий урод!». Мы сначала ОСОЗНАЛИ свое чувство («Я ужасно злюсь»), назвали его и позволили своему телу прореагировать. Все это не сходя с места. Как говорится, «ни одно животное при съемках не пострадало». После того, как эмоция осознана, названа и прожита в теле, она уходит. Если этого не сделать, мы начинаем болеть, в теле появляются зажимы и болезненные блоки, приходится глотать таблетки и ходить на массаж. Основная причина головных болей и у детей, и у взрослых – напряжение в задней поверхности шеи, вызванное сдерживаемой агрессией. Так что, уважаемые взрослые, если вас кто-то или что-то разозлил, сделайте это нехитрое упражнение:
сказать себе «я страшно зол!»;
вдохнуть глубоко носом, сжать кулаки, напрячь мышцы, особенно плечи, предплечья и лицевые мускулы, сделать «зверское» лицо;
если есть возможность – выдохнуть с рычанием, стараясь толкать звук вниз, как бы из живота, а не голосовыми связками;
если нет – просто шумно, с усилием выдохнуть, тоже вниз;
расслабить мышцы.
Даже с самого ответственного совещания всегда можно выскочить в туалет. И порычать там. Гарантирую: работает. И голова болеть не будет.