Читать

СДВГ или тревожное расстройство?

Дифдиагноз: СДВГ/тревожное расстройство
Сразу напишу большими буквами: Я НЕ ВРАЧ! Я психолог, и больше ничего. Но сотрудничаю с врачами всю жизнь, непрерывно учусь, читаю профессиональную литературу и обзоры.

Итак.
У нас есть младенец, который плоховато спит, реагирует на каждый шорох, срыгивает часто и обильно, обгоняет возрастные нормы по физическому и умственному развитию. Шустрый, быстро переключается, эмоции яркие и нестойкие, (очень) переборчив в еде. Лишенный притока внешних впечатлений начинает скучать и ныть, но после посещения любых увеселений или разряжается в сильной истерике, или перевозбужденно скачет полночи.
В пять лет обычно уже умеет читать, поражает гостей информацией из энциклопедий, легко завязывает знакомства, речь обычно очень богатая и эмоциональная. Довольно часто сопутствуют логопедические проблемы.


В общем и целом производит впечатление сгустка энергии в очень нестабильном состоянии.

Сочувствую! С одной стороны, этот ребенок далеко пойдет, если удастся его стабилизировать.
С другой стороны, вам лучше лишний раз не моргать 🙈

В младшей школе таким детям начинают предлагать диагноз СДВГ: на месте не сидит, крутится, выкрикивает с места, почерк ужасный. Половину учебного времени проводит наказанным :-( особенно, если мальчик. Мальчики еще и дерутся часто, но не потому, что агрессивные, а просто не успевают сдержать импульс "врезать, куда достал".

Вот мы и добрались до главного: что с ним такое?

За прошедшие 30 лет педагоги и психологи выучили слово "СДВГ" и радостно предлагают его, как объяснение плохого поведения. Ну, по сравнению и "вы просто его избаловали, ремня бы ему хорошего" это, безусловно, прогресс и победа гуманизма. А теперь делаем следующий шаг: а вдруг это не СДВГ, а тревога?

До сих пор считалось, что причина вот этого разболтанного, назойливого, изводящего взрослых поведения детей с дефицитом внимания и гиперактивностью - в незрелости префронтальной коры. Я помню, как завуч, многозначительно кося в сторону условного Сережи, шестой раз за неделю приведенного в кабинет директора, стучала пальцем себе по лбу и говорила "корочка-то того, незрелая!".


Незрелая корочка (тм) означает, что у человека проблемы с планированием, предвиденьем последствий своих поступков, целеполаганием, самоконтролем и волей вообще. Попросту говоря, в голову пришла идея (импульс к действию) - он ее немедленно реализует, не задумываясь, что будет дальше.


Невозможность спокойно сидеть и делать домашку проистекает примерно из тех же особенностей: отвлекается на все абсолютно события, будь то птичка на ветке или упавшая на кухне крышка.

Коротко говоря, СДВГ-ШНИКУ НЕ ХВАТАТЕТ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ДЛЯ ВЫТОРМАЖИВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ИМПУЛЬСОВ.

То есть, СДВГ - это состояние дефицита энергии (а не профицита, как думают неграмотные педагоги, которые предлагают подавать ребеночку валерьянки. Валерьянка затормозит его еще сильнее и ситуация ухудшится).

Там, где ребенок (и взрослый) из условной "группы нормы" успевает услышать звук упавшего, обработать этот сигнал, проанализировать ситуацию и решить, что его она не касается, человек с дефицитом внимания откликается абсолютно на всё.

И именно это делает дифдиагностику такой сложной.

Потому что человек с тревожным расстройством тоже откликается примерно на все, и это его страшно выматывает.
Генетически ему выдали гиперчувствительность (см. выше, про разборчивого и впечатлительного младенца), а обстоятельства жизни сложились таким образом, что он непрерывно сканирует среду, чтобы не пропустить сигналы опасности. Его нервная система перевозбуждена и никогда не расслабляется. Он тот самый караул, который устал. Долго-долго держит напряжение, а потом рушится (в болезнь или нервный срыв).

По-хорошему, и тем, и другим полезно было бы жить в крайне бедной на стимулы обстановке, с унылым постоянным расписанием, очень стабильным и постоянным человеком в качестве "заботящегося взрослого". Бабушка в деревне и "В гостях у сказки" один час в неделю. И чтобы до садика/школы надо было идти полчаса по живописным сельским дорогам.

Проблема в том, что родители у таких детей - сами тревожные СДВГшники, или биполярные (от осинки не родятся апельсинки, как мы все хорошо знаем). Им крайне трудно сидеть на месте, выдерживать рутину, просто находиться наедине с непрерывно дребезжащим ребенком. Поэтому они стараются максимально загрузить ребенка всякими полезными и развивающими занятиями, думая, что, как следует уставший, он будет сидеть тихо.
Ага, счазззз 😖 уставший СДВГшник куролесит (нельзя применять слово "бесоебит" к невинному дитяте, правда?) с утроенным усердием. Уставший тревожный ребенок просто заболевает, не говоря худого слова. Просто от истощения.

Что помогает?


1. Расписание и рутина. И тем, и другим крайне важна предсказуемость их жизни. Несменяемость людей вокруг.


2. Очень помогают разные физические практики, но только не профессиональный спорт. Прогулки, санки-лыжи, велосипед в парке и плавание. Но тоже с индивидуальным взрослым. В группе такие дети просто сходят с ума, чаще всего их просто выгоняют.


3. Терапия: и тем, и другим необходимы питательные вещества для нейросистемы. За конкретным назначением - к психиатру/неврологу, просто держите в уме слово "истощаемость нервной системы". Не стимулировать (никаких ноотропов, ни в коем случае!), но питать. И тем, и другим очень заходят антидепрессанты/противотревожные препараты, просто разные и в разной дозировке.


4. Занятия с психологом очень помогают, потому что позволяют и обучают рефлексировать свое состояние, называть тревогу, вообще - тренируют навык обращать внимание на свои проявления и внутреннюю жизнь. Кроме того, это еще один час в неделю с внимательным и безопасным взрослым. Иногда это вообще единственный час в неделю, когда ребенка никто не плющит и не нападает.

5. Больше и лучше всего помогают хорошие таблетки и психотерапия родителям.
Дети Неуспеваемость Адаптация Детский сад Школа
Made on
Tilda