Читать

"Карп отмороженный"

Сегодня хочется говорить о влечении к жизни и влечении к смерти.
Одновременно (и позже всех! Но Козероги никогда не спешат и никуда не опаздывают ;-)) прочла "Вторую жизнь Уве" и посмотрела "Карп отмороженный". Яркие образцы современной прозы и кино.
И хочу об этом поговорить.
Схожий сюжет: пожилой человек теряет все якоря, который хоть как-то привязывали его к этой жизни, и решает уйти добровольно, чтобы, во-первых, прекратить собственные страдания, во-вторых, никого не обременять. По жанру оба романа - трагикомедии, то до слез смешно, то до слез жалко.
Фильм сыгран блестяще: Марина Неёлова и Алиса Фрейндлих в главных ролях, что тут скажешь. Первый раз меня пробило током от понимания, что вот эта старуха с морщинистыми губами и такими характерными, ощупывающими пространство жестами - и есть звенящая, невесомая, всегда влюбленная Принцесса из Огнива. К возрастной Фрейндлих я как-то больше привыкла, много с ней видела всего в последнее время. Да она никогда не выступала в амплуа взбалмошной девчонки. А вот Неёлову я помню более-менее взрослой только в "Ты у меня одна", потом как-то выпала из поля зрения.
Фильм снят в лучших (подчеркиваю: лучших!) традициях советского кино: даже в очень маленьких ролях сняты отличные актеры, операторская работа - на твердую 4+, не супер, потому что без фантазии, прямодушно в лоб, но свет прозрачный осенний, но ночь темная и грозовая, все обшарпанные косяки обняты с любовью, а дорога стелется и блестит. Все, как надо. Даже некоторые, как я подозреваю, случайные реверансы в сторону великих мастеров присутствуют: сцена, в которой героиня Неёловой неловко и смятенно пробирается сквозь провинциальную свадьбу, отсылает сразу ко всем фильмам Тодоровского-пэра и немного Данелии.
На фоне двух потрясающих старух персонаж Евгения Миронова выглядит жалко и неубедительно. Не знаю, было ли так задумано, но получился какой-то картонно-целлулоидный пупс с встроенной записью речи. Ни отчаянье, ни горе, ни ярость не преображают его, он продолжает произносить затверженные словоформы. Похоже, карп отмороженный - это он и есть.
А вот теперь начинается странное.
Потому что при таком, в общем-то, беспроигрышном наборе премиальных данных фильм оставляет ощущение чего-то промелькнувшего и не задевшего. Это так удивительно! Я очень сопереживала Елене Михайловне в ее фантасмагорических блужданиях (не, ну нормальная идея: получить справку о смерти загодя? Могилку выкопать, поминальный стол накрыть?), ахала и послушно пускала слезу, но закрыв экран не почувствовала ни-че-го. Ни тебе благостного катарсиса, ни приятного возбуждения "наши победили", просто "отлично сыграли" - и все.
Герои не преобразились, вот в чем дело! Этот околосмертный опыт ничего не изменил в их внутреннем мире, все взаимные претензии остались при них, пройдя долиною смертной тени, они не начали внезапно любить близких или, наоборот, простили себя. Понятно, что Олежек посидит рядом с матушкой ну, допустим, до понедельника, пообещает приезжать почаще, и вернется в свой мир позитивного мышления и психологии высоких достижений. Елена Михайловна так и будет пытаться наставить всех на путь истинный, глухо ненавидя весь белый свет, подруга ее, героиня Алисы Бруновны, продолжит тащить на своем горбу непутевого внука... Россия-матушка, здесь на метаморфоз просто не хватает теплого времени года, светлого времени суток, так, рябь по воде прошла - и хорошо, красиво.
Он оставляет впечатление хорошо просчитанного проекта, как будто автор сходил на курсы сторителлинга и потом написал дипломную работу. Надо бы прочесть роман, но то, что вся съемочная бригада не любит и не сочувствует своим героям - очевидно. Сравните с любым рассказом Василия Шукшина, с любым эпизодом у Захарова или уже упомянутого Данелии, вы увидите эту разницу, она сложноуловима, но есть. Из новых авторов, которые могут сказать "мадам Бовари - это я", назову Анну Меликян, от которой я просто бьюсь в экстазе каждый раз. И молодой Тодоровский (молодой, ага, почти на десять лет меня старше, но он "наше поколение", значит - молодой

Но фильм занятный, посмотрите, не пожалеете.
Про "Вторую жизнь Уве" смотрите дальше.
Про_кино Facebook
Made on
Tilda