В этой статье я использую термин «невроз» не в его основном значении – «болезненные переживания/ощущения, имеющие психогенную природу», а в более бытовом: «привычная реакция человека на некие обстоятельства, когда-то принесшая облегчение и пользу, впоследствии потерявшая какой бы то ни было смысл».Помните старый-престарый анекдот про маленькую красную сковородочку? Когда юная жена пускается в расследование, с какого такого перепуга необходимо обязательно отрезать хвостики у сарделек, то в конце концов приходит к прабабушке своего мужа, которая с удивлением спрашивает: «А что, моя маленькая красная сковородочка еще жива?». Берусь доказать, что с обучением наших современных детей игре на музыкальных инструментах в формате музыкальной школы дела обстоят примерно так же. То есть, мы имеем дело с неврозом. Только под руками у нас не бездушные сардельки, а вполне себе живые люди, довольно сильно травмированные тем, что раньше служило выживанию.
Считалось, что занятия музыкой развивают… ну, примерно все развивают: память, математические способности, усидчивость, концентрацию, навыки публичных выступлений, и даже языковой слух. Поэтому дети должны посещать музыкальную школу, и точка.Кто бы спорил, я точно нет. Развивает. Так же, как вообще любые занятия ребенка со взрослым. Вы не знали?
Все эти симптомы отчетливо сигнализируют нам: я в сильном стрессе, мне очень страшно, больно, меня «бомбит», как при атаке. Организм помнит о многолетнем насилии, с котором было связано обучение. Опыт унижения, очень часто – физических наказаний, изматывающих репетиций, больше похожих на коллективные экзекуции… И все это – под вывеской «прекрасное, возвышающее душу и развивающее ум искусство».Мне кажется, что в системе музыкального образования в нашей стране, как в кривом зеркале, отразились все главные особенности отечественного бытия: насилие под видом заботы, толерантность к насилию во имя умозрительной высокой идеи, запугивание и унижение как единственный педагогический прием.