Читать

"Не пойду в школу!"

Причин для отказа ходить в школу масса: ребенок может быть страшно перегружен, учителя орут и унижают, травят одноклассники. Еще бывает детская и юношеская депрессия, фаза бурнейшего роста, который отнимает все силы, напряженная обстановка в семье… Постараемся разобраться с признаками и выработать стратегию выхода из кризиса.

Перегрузка

Это одна из самых распространенных причин отказа. Во втором классе расписание всего лишь восьмилетнего человека может выглядеть таким образом: пять-шесть уроков ежедневно, включая иностранный язык, два раза в неделю спортивная секция, два-три часа дополнительных занятий языком или математикой, музыкальная школа четыре дня плюс домашние упражнения, по выходным какие-нибудь образовательные поездки, или религиозная школа, или «культурная программа» типа экскурсии в музей, до которого еще ехать полдня. Думаете, я придумываю? Вовсе нет, это «обычное» расписание большинства современных школьников из хороших семей. Называется «зато он не торчит в планшете».
В старших классах добавляется параметр «подготовка к экзаменам» - читай: «очень много тревоги и бессмысленных проверок». В результате средний школьник проводит за учебниками примерно 10 часов в день. Десять! То есть, у ребенка рабочий день длится дольше, чем у его родителей. А если он начинает сопротивляться, его начинают наказывать и еще больше нагружать.
Вот цитата из очень значимой книги американских исследователей Стюарта Брауна и  Кристофера Вогана, работающих с темой детской и подростковой депрессии, а так же потери современными подростками мотивации к росту и достижениям: «Заполняя время детей – то есть непрерывно перевозя их из одного места в другое, где они занимаются заранее определенными вещами под руководством взрослых, – мы можем считать, что помогаем их будущему. И конечно, такое поведение одобряется в нашей культуре и укрепляет нашу роль «хороших» родителей. Но на деле не исключено, что мы отнимаем у них время, необходимое, чтобы самостоятельно открыть самые важные свои таланты и знания. И возможно, мы лишаем их доступа к внутренней мотивации, которая позднее должна стать движущей силой всей их жизни». (https://www.ozon.ru/context/detail/id/31754047/ «Игра. Как она влияет на наше воображение, мозг и здоровье»).

Небезопасная обстановка

 Моей первой учительницей была башнеподобная Антонина Павловна, обладательница громового голоса, взрывного темперамента, огненной прически «хала» и безразмерных кримпленовых платьев кричащих цветов. Как опытному и «сильному» педагогу, ей был предоставлен в безраздельное владение класс из 45 человек, половина их которых прошла сложный конкурс в английскую спецшколу, а другая половина попала сюда по прописке или потому, что мама работает здесь, например, уборщицей. То есть, часть детей умела читать-писать примерно с четырех лет, ни разу в жизни не слышали слова, грубее и громче «Ну, что же ты так неловко, зайка!», а часть не воспринимала никаких объяснений, если в них отсутствовал неопределенный артикль «бля!».
К концу первой четверти я обзавелась функциональной глухотой и слепотой («Ничего не слышу, ничего не знаю, интерфейс отключен из-за перегрузки»), как только наступила нормальная осень – принялась усердно болеть, дневник был исписан огромнейшими алыми единицами и требованиями «Родителям немедленно зайти в школу!!!». И ездить туда надо было 45 минут в битком набитом автобусе, выходим в 7.20 затемно.
Во втором классе к моим злоключениям добавился английский шесть раз в неделю, примерно по тому же образцу: 30 минут от урока учительница орет на «дебилов» и пытается навести хоть какой-то порядок, 15 минут судорожно впихивает в полупарализованные головы таблицу «Способ образования вопросительной формы предложения». Менингит как осложнение после свинки оказался наилучшим выходом из ситуации. Из школы меня забрали, перевели в дворовую, беспонтовую: те же почти 40 человек, но нежнейшая учительница, нормальные дети из соседних домов, вторая смена (читай: я высыпаюсь и успеваю спокойно добрести до школы нога за ногу). Стала круглой отличницей, в каковом состоянии и пребывала до конца учебы.
Могла я сказать родителям, что в школе мне очень плохо? Могла. Но даже не заикалась. Потому что думала, что так и должно быть. В садике на нас тоже орали и даже били, и заставляли своей одеждой мыть пол, если что-то пролилось. Про пищевое насилие, когда недоеденный суп выливают за шиворот, все помнят. Детей били и унижали везде и всюду, любая бабка в автобусе могла тебя отчитать, поднять за шкирку с места, любой пьяный мужик представлял реальную угрозу, орава агрессивных подростков могла привязаться на улице и кидаться камнями и грязью. Насилие воспринималось, как норма жизни.
Вашего ребенка тоже могут травить в школе, преследовать, издеваться. И он не будет жаловаться, потому что уверен, что, во-первых, так можно, а во-вторых, он сам виноват. Это представление о себе, как о вечно виновном, складывается исподволь, из ваших комментариев в сердцах «Что ты никогда не можешь сделать ничего нормально!», из раздраженного «Что ты ревешь, сам виноват, надо было под ноги смотреть!», из язвительных замечаний по поводу его внешнего вида или умственных способностей. Вы можете этого не замечать, именно потому, что с вами в детстве обращались точно так же, и в вашей голове такое поведение закрепилось с ярлыком «Нормальное детство и семья».

Физический дискомфорт

Под физическим дискомфортом я имею в виду не побои или уроки физкультуры (последнее проходит, скорее, по графе «Унижение человеческого достоинства»), а такие вещи, которые мы тоже привычно не замечаем: в классе очень душно, жарко/холодно, из туалета отвратительно пахнет, еда в столовой несъедобная или ее не хватает. Невозможно переодеться после физкультуры или в сильный мороз, дети вынуждены или сидеть в теплых штанах в перегретом классе, или добегать до школы в тонких колготках.
Подросткам совсем не шуточные страдания причиняет ранний подъем, особенно зимой. Дело в том, что они действительно не могут заснуть допоздна, и вовсе не из-за того, что чатятся или смотрят дурацкие ролики в телефоне. Мощный выброс половых гормонов тормозит выработку мелатонина, гормона, отвечающего за ночной сон, именно поэтому детям старше 12 так тяжело угомониться вечером. И трудно встать утром. Были проведены исследования, доказавшие, что изменение времени начала уроков для подростков всего лишь на один час вперед (в 9.30 вместо 8.30) повысило успеваемость по сложным предметам, таким, как математика или родной язык, которые традиционно ставятся первыми в расписании. Можно попробовать договориться со школой, чтобы просто отменить первые уроки в старших классах: дети станут чувствовать себя гораздо лучше, и учеба не будет вызывать такой дискомфорт.
Если ваш ребенок жалуется, что в классе шумно, его дергают и отвлекают, стоит подумать о смене класса или школы, или вообще перевести ребенка на экстернат. Многие родители, сделавшие подобный выбор, говорили мне потом, что это было лучшее решение в их карьере. Конечно, речь идет о достаточно самостоятельных и ответственных детях, у которых, кроме того, есть не связанный со школой круг общения, и они в состоянии поддерживать свой собственный ритм учебы.
«Наша старшая дочь перешла в профильную гимназию в 10 классе, и поначалу все выглядело достаточно привлекательно: дополнительные часы по ее любимым предметам, отсутствие «лишних» уроков, сдвоенные или даже строенные часы, что сильно облегчало ее рюкзак. Но уже через месяц она стала жаловаться, что в классе слишком шумно, что почти на всех уроках практически невозможно слушать учителя. Как-то раз она пришла ко мне с вопросом «А когда ученица падает со стула, потому что пьяная и ее тошнит – это уже совсем дно или подождать?». Я помчалась в школу, шел урок, но из-за двери класса доносился даже не ровный гул, а звуки какого-то разнузданного шабаша. Я зашла, будучи в полной уверенности, что учителя нет и дети оттягиваются в полный рост.
Не угадала. Учительница сидела за столом, что-то писала, и даже не делала никаких попыток остановить дискотеку. В прямом смысле дискотеку: почти взрослый юноша танцевал на парте под работающий плеер и одобрительные возгласы одноклассников. Я быстренько подсунула на подпись заявление о переводе на экстернат и поспешила ретироваться. В общем, назвать это действо «учебой» язык не повернулся бы даже у самого демократичного критика. Не думаю, что обращение к администрации школы что-то решило, похоже, и дети, и учителя были предоставлены сами себе».
Домашняя обстановка
Как ни удивительно, но напряженная домашняя обстановка тоже может являться фактором, удерживающим ребенка дома. Хотя, по логике вещей, должно быть наоборот: дома плохо (ссоры, скандалы, кто-то пьет или требует постоянного ухода), пойду в школу, отдохну. И дети с крепкой нервной системой так и делают, стараются как можно реже появляться дома. Но люди с повышенной тревожностью, чуткие, пугливые или добровольно взявшие на себя роль «Спасателя семьи», талисмана или поневоле ставшие мамой собственным родителям, могут попросту бояться оставить свой важный пост: «А вдруг в мое отсутствие случится что-то действительно страшное? Вдруг все умрут? Или поубивают друг друга? Или разведутся?».
В таком случае дополнительным симптомом будут признаки депрессии у ребенка: плохой аппетит, сон, непонятные болезни, постоянно плохое настроение.
Одного мальчика водили ко мне на консультацию почти два года (не подряд, а примерно раз в три-четыре месяца, когда мама «доходила до ручки, до точки»). Жалобы были все время одни и те же: категорический отказ ходить в школу, вплоть до того, что папа иногда его волоком тащил до машины. Так как в регулярную терапию мальчишку отдавать никто не соглашался, приходилось фантазировать на ходу. Меня еще очень смущало, что мальчик сильно не дотягивал до своего реального возраста, показывая феномены, характерные, скорее, для младшешкольника, чем для 12летнего подростка. Но никаких серьезных нарушений или травм не предъявлялось.
И только через два года мама, наконец, проговорилась о том, что фактически никакой семьи у них нет, они сохраняют видимость для ребенка и бабушек-дедушек, а на самом деле, у обоих родителей есть параллельные отношения, где все хорошо, просто тайно. И мальчик, как мог, пытался сохранить семью, бессознательно стараясь остаться в том возрасте, когда все было хорошо, мама и папа были вместе и любили друг друга.
Что делать родителям, если ребенок (необъяснимо, на ваш взгляд) отказывается ходить в школу:
- посетить педиатра, проверить состояние здоровья;
- посетить детского психолога/психиатра: нет ли скрытой депрессии. Помните, что депрессия в подростковом возрасте может начаться и в отсутствие травмирующих событий;
- спросить себя «А все ли хорошо в наших отношениях между супругами?»
- самое главное: очень внимательно слушать рассказы ребенка о школе, поддерживать контакт, почитать книги по детской психологии о том, как правильно слушать ребенка.


Made on
Tilda