Читать

"Нас так учили... - Но почему ты оказался лучшим учеником?"

Одно из самых тяжело переносимых и травматичных переживаний последних дней - обнаружить, что твои друзья и близкие внезапно превратились в "лучших учеников"
это ужасно больно и кажется, что твой внутренний мир взорвался.
Я спасаюсь лекциями по терапии тяжелых расстройств личности (как обычно), и вот что подумала.
Кто может поддерживать идею нападения с оружием на близких с целью "принудить к миру"? Те, у кого очень плохо с внутренними границами. Практически нет разделения на Я - неЯ.
Пример.
Несколько лет назад я ушла из Центра, в котором проработала семь лет, потому его директор совсем перестала различать свое и чужое. "Что моё - то моё, а что твое - то наше". То есть, аренду кабинета платите, а еще давайте сбросимся на новые окна, полы, решетки, администратора и уборщицу, потому что "мы делаем общее дело".
Так, как будто это и правда было бы наши м совместным проектом.
Но проблема ы том, что мы, психологи, не были даже сотрудниками Центра, нам не поставляли клиентов, не оплачивали отпуска или больничные, мы просто арендовали площадь.
Мне кажется, таких людей вокруг нас очень много. Начинается с деклараций "мы одна семья" (с чего бы?), или со слегка лукавых объяснений, почему не зазорно тащить с работы материалы или почему нормально пользоваться пиратскими сайтами с книгами (это мое больное место).
Кроме того, для таких людей чрезвычайно болезненной является тема власти и уважения. "Ты меня уважаешь?!" - стандартное начало любого конфликта.
Ну и наше любимое: кто не с нами, тот против нас. Расщепление мира на черное и белое, своих и чужих.
В общем и целом - это сепарационная фаза развития ребенка, соответствует возрасту 2-5 лет. Ведущее переживание - ярость и бессилие. "Тварь я дрожащая или право имею?". Сопутствующие темы: деньги, накопление/транжирство, демонстрация статуса, невероятно важно, как меня называют ("Его Величество Верховный Управляющий столовой ложкой").
Проявления: истерики с валянием по полу, душераздирающий визг до победы и капитуляции, попытки манипулировать, панические состояния, потребность всех контролировать.
ну, узнали?
Самое главное, чего нет у двух-пятилетнего человека - возможности принять многополярность, многослойность, многозначность мира. Его психика еще недостаточна развита, чтобы выдерживать неопределенность и нестабильность окружающей среды, все эти истерики и вой - от ужаса перед собственной беспомощностью. Мир такой огромный, а я такой крошечный, как тут не забиться, дрыгая ногами и требуя, чтобы все вернулось обратно взад-назад, к тому прекрасному времени, когда все вращалось вокруг меня и повиновалось любому моему капризу.
Фактически, те, кто сейчас находит оправдание и даже пользу тому, что одни взрослые люди разрушают жизни других людей, находятся на этой стадии развития: мне невыносимо быть в полном хаосе и бессилии, пусть уже придет кто-то взрослый и сильный и наведет порядок.
Папа, накажи их всех, мне страшно.
Я думаю, те 1,5% населения, которые пытаются сейчас воззвать к разуму, выходят на антивоенные демонстрации, заботятся о тех, кто слабее, - это те счастливцы, которым повезло. Им хватило ресурса и времени дозреть, вовремя встретить хороших учителей, которые в нужный момент решили потратить деньги не на выпивку или статусные вещи, а на психотерапию.
проблема, собственно, в том, что "ручек", которые могли бы удержать, и "плеч", в которые можно было бы уткнуться, фатально не хватает

Кстати, подумала, что никто почему-то не говорит, какова конечная цель всех этих мероприятий по самоподдержке, о которых сейчас пишут все психологи. Вот это вот: дышать, пить водичку, находить безопасные места...
Цель одна: выжить и дожить.
Детские страхи Внутренний ребенок Про взрослых Facebook
Made on
Tilda