Я даже могу назвать точную дату, когда подсела на эти семечки: октябрь 1999 года, Кипр, отель, я одна с двумя детьми, очень несчастная, очень одинокая, жизнь дала трещину... В номере обнаружила сильно потрепанную книжицу "Развод и девичья фамилия". Интеллигентные взрослые девушки с филологическим образованием такую макулатуру даже в руки не берут. Но у меня как раз начались библиофилские ломки, любые буковки сгодились бы.
Это было как тарелка дымящейся картошки с соленым огурцом и сосиской после лыжной прогулки. Как расстеленная для тебя бабушкой постель на террасе. Как доносящиеся с улицы вопли "Я тебя осалил! Ты вОда!". Я разом вернулась в себя, в детство, на дачу и на родительскую кухню.
Кроме того, это было первое в моем читательском опыте описание реального человеческого секса между реальными людьми. Причём такое описание, что хотелось немедленно выйти замуж, неважно за кого.
Спустя 17 лет и два десятка прочитанных "дамских детективов" пера уважаемого автора (или его негритянской команды, где сама Татьяна Витальевна выступает только в качестве автора детективной завязки), могу сказать следующее.
Эти книжки хорошо читать юным и неопытным девам, чтобы они начали доверять мужчинам и не стесняться их. Все положительные главные герои Устиновой всегда глубоко порядочны, заботливы, увлечены своим мужским делом, но при этом - потрясающие любовники. Не спрашивайте, как и почему. Потому. дальше хорошо бы, чтобы какая-нибудь старшая подруга объяснила деве, чо так бывает только в кино. Только в романах бывает сметающий всё и обрушивающий Вселенную синхронный оргазм при первой встрече. Как врач говорю: не бывает.
еще юным девам неплохо бы знать, что с объектом страсти надо хотя бы немного разговаривать перед тем, как. Потому что от страсти бывают дети, а когда тебя в лифте хватают в охапку, в прихожей лихорадочно раздевают и неистово овладевают на полу кухни, вопрос "А как мы будем предохраняться?" звучит натянуто и фальшиво.
Главная героиня Устиновой всегда маленько того, с головой не дружит, мучается разнообразными комплексами по поводу своей негламурной внешности, имеет соблазнительные выпуклости и ямочки повсеместно, чего отчаянно стесняется. Еще она всегда голодная, одета, как бомж с помойки и вообще - бедует. Все, как полагается в дамском романе (подробнее скоро выйдет мой большой опус "Ах, эти дамские романы!", следите за рекламой). Она, как правило, хорошо готовит, имеет очень старомодные представления о месте женщины в семье, бедная сиротка или около того.
Пол героини при этом может быть любой. Биологический пол, i mean. Даже в отважном и сообразительном полковнике милиции отчетливо угадывается сама Татьяна Витальевна: умна, но не ко двору. Потому что слишком высокая, слишком большая, громкая, любит странное, за модой не гонится.
Мне ужасно нравятся мужские персонажи. У них всегда крепкая шея, длинные твердые волосатые ноги, сильные плечи. Других подробностей нет. Иногда есть ресницы. иногда они тяжко изумляются какой-нибудь женской пустяковине, на работе и в расследовании преступлений являют просто чудеса сообразительности и ловкости, в быту поворачиваясь неожиданно дебильной и совершенно оторванной от реальности ипостасью. Но это даже мило.
Совершенно прекрасны у автора бытописания. прямо "Подарок молодой хозяйке", тут тебе и хрусткие льняные салфетки, и весело брызгающий радужными сполохами хрусталь, и холодное молоко из гленчика в жаркий полдень. Все друг друга кормят, покупают потрясающую удобную и теплую дизайнерскую одежду, собаки стучат когтями по нагретому дощатому полу веранды. "Утомленные солнцем" до момента появления Мити.
При всем этом удручающем однообразии как персонажей, так и изобразительно-выразительных средств, однажды найдя волшебную формулу удачного романа (вот где сходство с Диснеем!), Татьяна Устинова печет их ловко, быстро, вкусно, они не приедаются. Если только не съедать сразу всю гору. А то будет заворот