Читать

Чему нас учит литература?

Что читают наши дети? На какие внутренние запросы отвечает современная детская литература? И почему «классика», которую изучают (а правильнее было бы сказать «проходят») в школе так ненавистна ученикам?

Ррромантика

На самом деле, есть только одно деление: скучные и плохо написанные книги и интересные и живые. Помните, в нашем пионерском детстве было такое произведение «Витя Малеев в школе и дома»? Скука же смертная! Все конфликты из разряда «какую оценку я получил и с кем сижу за партой».
Разве можно это сравнить, скажем, с «Чучелом» В.Железникова, или с «Чудаком из 6Б» того же автора? А все книги Крапивина? Внешне – про наших сверстников, узнаваемые характеры, совершенно обычные семьи. Но внутри – сложнейшие проблемы выбора, самоопределения, принятия своей судьбы. На фоне абсолютно стандартного советского города без названия, «где-то за Уралом».
Если вы учились в советской школе, то должны помнить определения реализма и романтизма как художественных направлений. Реализм – это «типический герой в типичных обстоятельствах», а романтизм – полная его противоположность, «исключительный герой в исключительных обстоятельствах».
Так вот, детей и подростков интересуют только романтические герои. Когда что-то СЛУЧАЕТСЯ, и это «что-то» - захватывающее дух, потрясающее, удивительное. Когда обыкновенный мальчик оказывается волшебником, или Принцем страны Желанной, или девочка обладает силой пяти борцов. Это то, в чем нуждается каждый ребенок: я стал сильным, всемогущим, отважным. И знаменитым.
Что есть на эту тему в нынешних книжных магазинах? «Гарри Поттер», «Мио, мой Мио!», разнообразные фэнтези, Толкин и Клайв Стэнли Льюис. Книги о том же: о преображении, о дружбе, о поиске божественного внутри себя. Это как раз те вопросы, которые должен задать себе и найти на них ответ любой человек в возрасте от 9 до 17 лет. Самый главный из них: «Кто я такой?».
Если приглядеться, то мы обнаружим, что у современных детей нет в общем-то того пространства, где можно испытывать себя и знакомиться с собой. На протяжении всей школьной жизни максимум, что можно выяснить – умный ты ли не очень. Ну, еще про привлекательность. А вот про свои скрытые таланты, про силу и слабость, про взаимоотношения с добром и злом узнать негде. Никто не говорит с детьми об этих важнейших сторонах жизни. Приходится черпать из книг.
Что происходит с главными героями волшебных книг? В какой-то момент обыкновенный на вид мальчик узнает, что он – избранный. Его судьба – спасти всех от страшного Зла, от уничтожения, разрушения. От Смерти. Другими словами, он – Мессия, тот, кого давно ждали и искали. Ели вы еще капельку подумаете, то поймете, что история, описанная в Евангелиях, тоже об этом.
И это то, о чем мечтает каждый подросток. Оказаться избранным, победить смерть, принять страдание и все равно выстоять. Антураж может быть разным, но смысл будет тот же.
У главного героя есть друзья и помощники, ведь остаться одному – самое страшное для ребенка, когда рядом друг и смерть не так пугает. На своем Пути герою приходится сталкиваться с разнообразными испытаниями-искушениями, терпеть как лишения, так и славу (»Огонь, вода и медные трубы»), горевать, прощаться с любимыми. Он учится понимать людей. Но главное – он узнает себя.

Реальность

те же дети, но в нашей реальности
Прекрасная серия книг шведской писательницы Мони Нильсон о приключениях семилетнего мальчика Цацики, повести Мари-Од Мюрай, смешные и гротескные рассказы о буднях школьников Тамары Крюковой. «Я и другие», «я и моя семья в современном мире», «я и мои друзья каждый день» - вот темы, которые так же сильно волнуют наших детей. В книгах скандинавских писательниц много ситуаций, в которых героям приходится проявлять толерантность (а ваши дети знают это слово?), гибкость, мудрость. Нашим школьникам больше по душе смекалка и парадоксальные трюки, насмешки и лукавство.
Европейские дети сталкиваются с грустной, а подчас и с трагической стороной жизни: развод и потеря родителей, тяжелые болезни, иногда смерть, которую невозможно победить. В книге Эрика-Эммануила Шмитта «Оскар и розовая дама» маленький мальчик проживает свои последние недели как настоящий герой: мужественно и терпеливо, успев и полюбить прекрасную девушку, и успокоить скорбящих друзей. Странные, трогательные, не совсем привычные персонажи заставляют плакать, но оставляют после себя чувство полноты жизни, любви и принятия.
С другой стороны, у отечественных авторов акцент делается на позитиве: много книг юмористического содержания, а те немногие, в которых «тяжелая» подоплека («Дом, в котором..) Мириам Петросян, например), не позиционируются как детские. Хотя вот читали же мы в детстве и «Без семьи», и «Оливера Твиста», и короленковского «Слепого музыканта»… Мне кажется, что наши классики воспринимались как фантастика, нечто про другую планету.
Такое впечатление, что современных детей долго-долго держат за малышей и развлекают, а потом бац! – и сразу выбрасывают в чернуху взрослой жизни. Сказочки, из которых удалены все «травмирующие психику» подробности, юмористические фэнтези, вампиры и пришельцы… И без пауз: новости первого канала, марши протеста, молебны. Очень хочется, чтобы появилась современная литература, отвечающая на вечные вопросы на понятном детям языке.
Один из самых моих любимых, мудрых и светлых авторов: Наринэ Абгарян. Если её бесподобная «Манюня» предназначена для детей примерно от 10 лет, и лучше бы вместе со взрослыми (чтобы объяснять непонятные слова типа «райком» и «выбросили дефицит»), то уютный, глубокий и теплый, как плед на диване, «Семенандреич» вполне по силам первоклассникам. Небольшие по формату истории из жизни маленького мальчика, у которого родители развелись, но поддерживают отношения – много вы знаете подобных книг на отечественном материале? Наринэ удивительно точно описывает все нюансы его переживаний, а остальные персонажи подают пример здоровых и каких-то правильных реакций.
Из последних открытий: Глория Му, «Вернуться по следам». Редкий случай, когда рассказ ведется не из «роли» ребенка, а практически самим ребенком. Не знаю, как автору это удалось, но ощущение какого-то невероятного чуда. Несколько лет из жизни необыкновенной девочки в нашем реальном мире, рассказанная ей самой. Участвуют собаки, лошади, люди, реки и города. Я потрясена до глубины души. Отчасти еще и потому, что Глория – та, что героиня книги – очень похожа на меня в детстве. Главный урок, который вынесет любой читатель: жизнь захватывающее занятие, даже когда вам больно или страшно.
Вот оно что, я все еще хочу, чтобы книги учили нас жить! Чтобы развлекая – поучали, как было сказано Оскаром Уайльдом. Желательно в ненавязчивой и неявной форме. Не в жанре сказок Льва Толстого: «Один мальчик плохо себя вел, и умер. А другой вел себя хорошо и разбогател». Нет, не так.

развлеУчение

«Educatement» - английский термин, получившийся из сложения основ «обучать» и «развлекать». Очень популярный во все времена жанр литературы для детей и подростков. Герои Жюля Верна, Робинзон Крузо, Гулливер – кроме приключений они сообщали читателям кучу сведений по физике, географии, химии, страноведению. Один список предметов, вывезенных Робинзоном с потонувшего корабля, чего стоит!
В наши дни актуальны рассказы об устройстве Вселенной, строении Земного шара, нанотехнологии и андроиды. Вот несколько лучших, на мой взгляд, авторов.
Стивен и Люси Хокинг. Всемирно известно ученый, чьи лекции по фундаментальной физике считаются лучшими в своей области, озаботился воспитанием новых поколений специалистов. И написал серию увлекательных романов для младших школьников под общим названием «Джордж и тайны Вселенной». Под оберткой приключенческо-детективного сюжета Стивен и его дочь Люси рассказывают о сложнейших феноменах нашего мира, объясняют сущность и физический смысл таких понятий, как время, пространство, Космос. Читается на одном дыхании, а настоящие НАУЧНЫЕ фотографии туманностей и галактик просто поражают воображение.
К этому же способу подачи материала прибег француз Кристоф Гальфар, написавший «научную сказку-фэнтези» «Принц из Страны Облаков». В основе сериала лежит история о мальчике-подкидыше, который учится в школе облачного государства. Узнаете уже привычную тему? Опять герой-сирота, необычного происхождения, наделенный удивительными способностями, который должен всех спасти. Только теперь этот вечный сюжет вознесен в облака в самом прямом смысле слова: эпизоды сказки перемежаются уроками метеорологии с совершенно потрясающими фотоиллюстрациями. Например, я даже не подозревала о существовании «утренних облачных рядов» у побережья Австралии, выглядят они весьма причудливо, поищите в Сети.

Так все же, чему учит наших детей современная литература?

С сожалением должна признать, что отечественная литература не учит практически ничему. Или это чисто развлекательное чтение, или паразитирование на каком-нибудь тренде, как «Приключения Тани Гроттер», например. Ощущение, что это одноразовые книжки, даже читать второй раз не тянет. Мне кажется, это происходит из-за общей растерянности нашего общества. Старые ценности в очередной раз упразднили, картину светлого будущего отменили, к чему готовить новое поколение непонятно. Мы, родители, сами плохо понимаем, какие качества будут востребованы в мире через 10-15 лет, когда наши дети начнут жить самостоятельной жизнью.
Что воспитывать в них сейчас? Гибкость или, наоборот, жесткость и целеустремленность? Толерантность, терпимость к любому мнению или настойчивость и преданность традициям? Прогибаться под изменчивый мир или изменять его под свои идеи?
Как только общество выработает новые принципы своего будущего, сразу появятся книги для детей, которые будут транслировать этот Кодекс строителя…Вот только что мы строим?
Воспитание Школа Дети
Made on
Tilda