В задаче «сдать егэ и не умереть в процессе» есть несколько переменных, с них и начнем.
Ученик – школа – институт. Они могут быть слабыми и сильными. В зависимости от композиции выбираем набор инструментов.
Слабый ученик – слабая школа – слабый институт
«Даша всегда училась с тройки на четверку. Похоже, у нее какие-то проблемы с вниманием и концентрацией, учителя вечно на нее ругаются, что на уроках в облаках летает. Домашку делает до ночи, слабая, часто болеет. Начнешь ей что-то объяснять – упрется глазами в стену и молчит. Как она в институте-то будет учиться, ума не приложу! Про ЕГЭ уж молчу, дотянуть бы до тройки, и на том спасибо. В кого она такая бестолочь? Отец, правда, у нас пьет и орет страшно, но он вуз закончил, я тоже. А как она будет без образования? Пусть хоть куда поступит, лишь бы корочка была».Здесь мы видим сочетание неблагоприятной среды и неправильно понятых данных. При ближайшем рассмотрении выясняется, что Даша очень одарена «ремеслами»: хорошо готовит, шьет, загорается, когда можно что-то поделать руками, прекрасно ладит с малышами и животными. И, да, у нее дислексия с дисграфией. А вот расстройства внимания как раз нет, есть только повышенная тревожность и депрессия на почве постоянного стресса: дома на нее орут, в школе орут, друзей нет («я урод и неудачница»), она все время одна.
Что будет для нее выигрышной стратегией? Профессиональное образование на уровне техникума: повар, кондитер, любое рукоделие, уход за людьми или животными, но обязательно в доброжелательной обстановке (то есть, не МЧС и не младший медицинский персонал, у нее очень низкая стрессоустойчивость). Так же ей не подойдет никакая работа, связанная с документами, из-за дислексии у нее паника перед «многабукв». Высшее образование ей не нужно совсем, бессмысленная трата времени и средств.
Обратите внимание, я не говорю «хотя бы техникум». Я говорю – выигрышная стратегия. Те обстоятельства, где она будет успешной и востребованной.
Но для того, чтобы эту стратегию принять, пришлось потратить довольно много времени на убеждение и родителей, и самой Даши, что это не поражение, а победа.
Рекомендации: консультация психоневролога, при необходимости – курс лечения депрессии. Занятия с нейропсихологом по поводу дислексии/дисграфии. Консультация родителей на тему развития девочки, рекомендации по организации ее учебы. Пройти тест на профориентацию, чтобы определиться с направлением.
Слабый ученик – сильная школа – непонятно какой институт
Это тот случай, когда ребенка всеми правдами и неправдами, включая подкуп, запихнули в «сильную» гимназию, потому что «в остальных школах одни чурки нерусские». То обстоятельство, что ребенок явно не тянет требования школы, еле-еле успевает за классом, постоянно вынужден что-то исправлять и досдавать – игнорируется. Или нанимаются репетиторы прямо с самого начала.У Никиты дефицит внимания с гиперактивностью, он заикается, с трудом читает. Весь букет, что называется. Лицей свой ненавидит люто, его приходится возить туда и сдавать с рук на руки (есть договоренность со школьным охранником, чтоб не выпускал), хотя мальчика в 8 классе. Мама ходит на встречи с учителями, как на работу, раз в неделю. Все уже отчаялись: учителя – что проблемного ученика заберут, Никита – что ему станет полегче, мама – что все как-нибудь само рассосется. При этом, рекомендованные занятия с нейропсихологом, так же, как и выписанные психоневрологом лекарства, помогающие при СДВГ, мама не дает: там химия одна, не надо нам.
Предполагается, что Никита будет учиться в платном вузе, на что мама возьмет еще один кредит. Сам Никита, краснея и заикаясь сильнее обычного, выпаливает: «да я на флот сбегу, юнгой!». Мама, как бы не замечая состояния сына, рассказывает, что да, действительно, когда Никита занимается чем-то самостоятельно или один на один с преподавателем, он гораздо спокойнее, уверенней, перестает заикаться, может долго разбирать материал. То есть,
учеба в высококонкурентной среде элитного лицея для него строго противопоказана, кроме того, в классе очень много разнообразных поводов отвлечься: звуки, действия других детей, постоянные вмешательства и комментарии учителя. Для человека с СДВГ это не развивающая, а сильно разбалтывающая обстановка.
Кроме того, при СДВГ страдает воля и целеполагание, считается, что созревание структур, ответственных за эти высшие психические функции, отстает по сравнению с нормативно развитыми на 30%. То есть, даже если Никита и поступит в 16 лет в институт (забыла сказать, его еще и в 6 лет в школу запихнули, «чтобы сохранить год»), учиться он там не сможет.
Рекомендации: срочно начать принимать лекарства, выписанные врачом, перевести парня на домашнее обучение, чтобы нагнать программу, после 9 класса перевести в школу попроще или сразу в техникум по выбранной специальности. Работать с логопедом или нейропсихологом по поводу заикания. Дальнейшее нахождение в лицее грозит серьезными неприятностями, от депрессии до противоправных действий.
Сильный ученик – слабая школа – высокорейтинговый ВУЗ
Иногда бывает так, что по какой-то сложной причине подросток остается в явно слабой (для него) школе: нет возможности ездить, привязан к дополнительному образованию (например, плотно занимается музыкой или изо), здесь все друзья, не чувствует себя уверенно в незнакомой обстановке. А поступать собирается куда-то очень высоко: ВШЭ, МГУ, МГИМО и прочие физтехи.Для таких случаев существует индивидуальный учебный план, полный или частичный экстернат, онлайн обучение.
«То, что мы перевели дочь на полуэкстернат, было нашим лучшим решением за все годы родительства. Во-первых, в 9 классе она переболела подряд двумя тяжелыми инфекционными заболеваниями, то есть, пропустила почти все. Во-вторых, она всегда очень много читала, изучала дополнительно, интересовалась глубоко и серьезно своей темой. И отсиживать часы в дурацкой школе, где две трети времени учителя тратят на усмирение орды – идиотизм ведь! Мы оформили ей индивидуальный учебный план, она ходила на три урока в день плюс дополнительные занятия по своему предмету, ездила в Университет на подготовительные курсы, высыпалась, не участвовала во всех этих безумных массовых мероприятиях, не ездила ни на какие экскурсии. Ее не касались срезы знаний, проверочные контрольные, чрезвычайно редко она попадала на «воспитательные часы», когда завуч просто час орала, брызгая слюной.
Закончила школу с медалью, университет с красным дипломом, аспирантуру. Сейчас работает по специальности заграницей. А как нас все пугали и стращали!».
Рекомендации. Выяснить все насчет удаленного образования по выбранной специальности: он-лайн курсы, курсы при ВУЗе, летние школы. Договориться насчет индивидуального плана в школе. Убедиться, что ребенок здоров соматически, чтобы учиться в сильном институте.
Некоторые особые случаи
У ребенка низкая стрессоустойчивость на фоне высокого интеллекта и мотивации.
Это вот тот пример выше, где девочка перед экзаменами впадает в ступор и панику. Хорошо бы пройти какой-нибудь тренинг по самоподдержке при панических атаках. Научиться дышать, медитировать, выучить «волшебные кнопки мозга» - акупунктурные точки, которые помогают с саморегуляцией. И еще – снизить остроту ожиданий. Посмотреть реальную статистику поступлений, выяснить, какой НА САМОМ ДЕЛЕ был проходной был на эту специальность в прошлом году. Не заявленный «мы берем только стобалльников», а вот циферки в строке «минимальный проходной балл».«Наш сын в 11 классе внезапно решил, что хочет учиться в МИФИ. По совершенно идиотской причине: мы были в гостях у своих друзей, и хозяин дома, преподаватель из этого университета, дал Митьке задачку «на сообразительность». И он ее играючи решил. Наш приятель восхитился и стал рассказывать, какое это потрясающее место, какие открываются перспективы, что после 3 курса можно поехать на стажировку в Германию, и так далее. Мальчик наш, который до вчерашнего дня относился к учебе, как к чему-то совершенно необязательному и «тому, что случается с неудачниками», вдруг страшно вдохновился, зарядился, встрепенулся, начал заниматься… Но чудес не бывает, СДВГ+ крайне пофигистическое отношение к учебе в предыдущие пять лет = очень средние баллы по профильным предметам на ЕГЭ.
Мы даже не очень расстроились, так как понимали, что МИФИ – это очень сложная, крышесносная и мозговынимательная пахота, причем это марафон, а не стометровка. Но он поступил! Мало того, он поступил на бюджетное отделение самого крутого факультета! Потому что стобальников набралось только четверть от необходимого количества, в третью волну брали уже и с 68 и даже с 64 баллами.
Он все равно вылетел в зимнюю сессию, но сам факт поступления изумил всех, включая его самого».
Рекомендации: В особо тяжких случаях можно попросить у врача каких-то более серьезных препаратов, успокоительных, чтобы высыпаться и не бегать по потолку. Только, пожалуйста, ни в коем случае: никаких ноотропов и стимуляторов! Кто бы вам что не говорил, что это полезно, что «мозгу надо подпитаться», что «это просто улучшит кровоснабжение и питание кислородом» - нет. В лучшем случае, не будет никакого эффекта, в худшем – можете получить серьезную патологию, вплоть до госпитализации. Вот комплекс витаминов В с магнием – на здоровье. Есть, спать, гулять, ходить в баню и на массаж. Отдыхать.
Самое главное, что надо помнить: э
то всего лишь тест. Это не выбор всей вашей жизни. От этого не зависит практически ничего.
В конце концов, даже с самыми низкими баллами можно прекрасно поступить в какой-нибудь захудалый институт (мальчикам, чтобы избежать армии) или вообще никуда не поступать, а взять себе gap year и поработать по выбранной специальности, чтобы понять, а чего я вообще хочу.
И совсем уж особый случай:
Когда поступление в сложный престижный вуз требует напряжения всех сил от всей семьи.Я имею в виду – финансовых сил. К сожалению, довольно часто я слышу истории типа «мама устроилась на вторую работу, папа по ночам занимается извозом, чтобы оплатить ребенку учебу в … ». Медицинский, художественный, театральный, топовые вузы по модной на сегодняшний день специальности, стоимость обучения в которых сравнима со стоимостью квартиры. Ради чего все это? Отдают ли родители себе отчет, что бОльшая часть этих вложений не окупится никогда? Да, я знаю, что в некоторых регионах диплом медицинского института является ценностью сам по себе, но вот отдавать за подтверждение «ты художник» несколько миллионов рублей, с перспективой зарабатывать потом 40-60 тысяч и не каждый месяц? Знаете ли вы, сколько получает, допустим, юрист на госслужбе? А актер провинциального театра?
Мне чрезвычайно нравится практика, принятая в большинстве европейских стран, где кредит на учебу берет сам студент, а не его родители. Это заставляет абитуриента гораздо серьезней задумываться, чего он на самом деле хочет, к чему лежит душа, сможет ли он окупить свое образование. Иначе мы получаем вариант, о котором я постоянно слышу: «Закончу институт, чтобы родители отстали, и открою тату-салон».