Читать

О везении и усилиях

Эпиграф.

"Кому повезет - у того и петух снесёт!". Глеб Жеглов.


- Как вам с детками-то повезло! – умиляется дачная соседка, глядя, как Майя с Янаем увлеченно катают коляски с куклами и сосредоточенно строят кухню в песочнице. – Такие дружные, так играют хорошо! Мои вот никогда так не играли вместе, только дрались!

Мы с дочерью синхронно поднимаем брови и переглядываемся. Повезло? Повезло??

Нет, кто спорит, некоторая доля везения, конечно, есть. «Дети группы норма» и дети, имеющие хоть какие-то нейроотличия – это, безусловно, подарок или гримаса судьбы. Многим родителям просто невозможно представить, что бывают такие дети, которым говоришь что-то, а в ответ спокойное «да, сейчас», а не получасовая (или трехдневная, если звезды не тем боком встали) истерика.

Но сколько было вложено сил и потрачено времени на то, чтобы создать этим чудесным детям такое _пространство_, в котором они могли бы спокойно играть друг с другом! И как сильно это отличается от привычного «Ну-ка быстро взял/а брата и пошли на улицу играть, и чтобы духу вашего здесь не было до вечера!».

А сколько часов мы их обучали игре! А какое бесконечное терпение проявляет Александра (которая их мать), останавливая ссоры, приучая говорить словами, а не бить; обнимать, а не ломать! По сто раз на дню повторяя «В нашей семье никто никого не обижает, нет, нельзя хватать чужое, попроси вежливо, скажи «пожалуйста», пока это не войдет в привычку.

(И это я еще молчу о _тысячах_ часов личной терапии у всех участников процесса. Потому что соседке это не объяснить вообще никак).

А так как я продолжаю собирать материал для будущего семинара про сеттинг, я вот что еще подумала.

Ведь в терапии так же все и происходит. Мы создаем пространство для клиента – с помощью сеттинга, обозначая рамки и правила, - обучая и приучая новым и поначалу странным формам взаимодействия, терпеливо повторяя «Нет, нельзя просто взять и сломать, мы должны осознавать свою потребность или импульс, сказать словами, смириться с невозможностью и прожить свою печаль!».

И предоставлять место в своей душе для того, чтобы туда вылились слезы, и перехватывать занесенные кулаки, и уже обняв (виртуально) продолжать повторять «Мне очень жаль, но все равно нельзя бить другого!».

А снаружи это выглядит как «вам просто повезло с детьми клиентами».
2024-08-05 10:26 Воспитание Дети Власть в семье Для специалистов