Читать

"Чайка" в Мастерской Фоменко

Отвлечемся от битв, займемся прекрасным.
"Чайка" в Мастерской Петра Фоменко, премьера.
Что я хочу сказать, друзья мои и коллеги. Если вам нужно практическое демонстрационное пособие по психологии нарциссического расстройства личности - вам сюда. Такого полного, по возрастам и темам разложенного каталога вы больше нигде не найдете.
Галина Тюнина играет Аркадину, мерзкую, просто до ломоты зубовной. Она, правда, одно лицо (а так же интонации, манеры, жесты) со всеми предыдущими версиями Истеричной Суки (см. "Война и мир. Начало романа", "Дневник его жены", "Семейное счастие" и т.д.), но все ужимки и всплески - в точку. Иногда это всего лишь нервное потряхивание кончиком туфли. По нервам бьет сильно.
Евгений Цыганов в роли Тригорина - это как бы Хрусталев, который еще не почувствовал и не осознал великую власть Молчания и Недеяния. Он суетится, говорит много слов, местами жалок (и тут как не вспомнить Карандышева в "Бесприданнице", который очень жалок, но поднимается до высокой трагедии), но что-то такое транслирует в пространство, от чего все бабы в радиусе поражения - его, со всеми этими локтями и коленками. Почему, отчего - бог весть, сутулый лысоватый мэн, увлеченно разглядывающий собственный пупок. Вариант Гришковца, не знаю, сознательно они ему такой экстерьер выстроили, или это случайно получилось, но похож, как две капли.
еще несколько сходств: Мария Большова (Нина Заречная) - черты и пластика молодой Ингеборги Дапкунайте эпохи "Подмосковных вечеров" и "Утомленных солнцем". Те же острые скулы, резко очерченный подбородок, ломанные линии тела. Никита Тюнин, играющий Дорна (когда, боже, когда этот большеглазый мальчик из "Страны глухих" превратился в седобородого циника? Не, я понимаю, мы сами теперь при внезапных встречах первым делом хвастаемся фотками внуков, но все равно, это как-то слишком!) неожиданно напомнил Янковского в роли Волшебника и даже немного Мюнхгаузена.
Спектакль совсем свежий, это очень заметно. Как будто еще не разыгрались во всю мощь, не появилась легендарная фоменковская слаженность и видны склейки.
Но все равно: подростковый надрыв у Треплева, созависимое и самоповреждающее поведение Маши, звенящая внутренняя пустота Нины Заречной и ее пожилого двойника - Аркадиной.
(Пожилой? Я правда это написала? Ей 43 года, вашу ж мать! А она ломает руки, как будто ей по меньшей мере 70!)
никого не жалко, разве что слегка сочувствуешь Сорину, который обо всех беспокоится и у него нога болит. Все кричат и колотятся, потому что внутри ад, а слов для описания этого ужаса еще не придумано. Фрейд еще только начал описывать базовые принципы психоанализа, вряд ли Чехов о нем знал. Поэтому "комедия", от которой не фига не смешно.
PS: не заметила, что перепутала героев: конечно же, Евгений Цыганов играет"беллетриста Тригорина, около 40 лет", а не 25летнего начинающего драматурга Треплева, который стыдится всего себя и алчет известности и признания. Но, если вдуматься, это все ещё один и тот же персонаж в разные периоды своей жизни. Тригорин - это Костя Треплев, который не самоубился, а достиг славы и обожания всех женщин.
Только счастья ему это не принесло. 
06.07.2019
Facebook Про взрослых Нарциссическое расстройство Рецензии
Made on
Tilda