Вроде бы уже все выучили, что ребенка надо «безусловно любить». «Безусловно» не в качестве вводного слова, а как определение: без никаких условий, просто за то, что он, ребенок, есть. Принимать его целиком, не ставить оценок, всегда и во всем поддерживать и одобрять.Стоп. Куда-то нас не туда несет. А если он, по меткому выражению писательницы Елены Михалковой, творит хню? Вот как молодой человек из письма выше: школу бросил, хамит, скандалит, сладу с ним нет никакого – тоже безоценочно принимать? А как тогда воспитывать и как-то держать границы? Дитятко тебе «отвали от меня со своими уроками!», а ты ему «мне очень больно это слышать, но я все равно тебя люблю» по Гиппенрейтер?
Вывод: в младенчестве и раннем детстве вообще лучше избегать любых оценок, только введение правил и норм поведения («Делай так, а вот так – не делай») и описание происходящего: «Ты очень расстроился, что башня разрушилась, и поэтому злишься. Мне тоже жаль».Отлично, скажете вы, это все прекрасно работает лет примерно до двух. А потом начинается этот вечный бой, «кризис негативизма», сплошное «нет!» и «Хочу и буду!». Там ваши эти умные приколы не работают, потому что он (ребенок) хочет добиваться своего, а вовсе не того, чтобы его жалели и утешали. Как реагировать, когда чадушко пинает вас ногами, кусается и вопит, как резаное?
«Мне жаль, что так получилось в школе. Я понимаю, что ты был очень зол на Пашу и поэтому ударил его и сломал его карандаш. Но так делать нельзя. Давай подумаем, как можно исправить эту ситуацию», — это с младшешкольником, который еще не умеет решать конфликты, не видит связи между своим поведением и реакциями других людей, плохо регулирует свои эмоции.«Мы договаривались, что ты будешь приходить домой не позже восьми, а сейчас уже полдесятого. Я очень волновалась, тем более, что ты не отвечал на звонки. Я хочу, чтобы ты никуда не ходил после школы в течение недели» - еще раз проговариваем правила вашего дома с подростком, у которого есть миссия «доведи родителей до белого каления, но не до инфаркта». Между прочим, на свете живет огромное количество людей, искренне считающих, что любые договоренности – это всего лишь рекомендация. Знаете, как на дороге есть знаки запрещающие, предписывающие и рекомендующие, типа, «в дождь на этом участке дороги не стоит разгоняться быстрее 70км/ч». Так вот, вы не обзываете своего дорогого отпрыска растяпой, разгильдяем, бесчувственным эгоистом, которому наплевать, что у мамы давление подскочило, а спокойно оповещаете: «Вы нарушили правила, штраф такой-то».
Безусловное принятие – только фундамент, начало, то, на чем потом будет построено взаимное уважение.
Любовь – еще более сложное чувство, весьма далекое от плоского «одобряю/не одобряю»
Забота, уважение, дружба держатся на взаимной приязни, но они, конечно, сильно зависят от поведения и поступков всех участников. В отличие от материнского обожания в раннем младенчестве.